Кто проводит школу по сахарному диабету

Кто проводит школу по сахарному диабету thumbnail

На занятии в школе диабетаСахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Типы и особенности диабета

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

Диабет бывает:

  • 1 типа –Заболевание 1 типа предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип Диабет 2 типасопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

  • ожирение;
  • отягощенная наследственность.

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Обучение в школе здоровья

Обучение пациентовУспех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

Контроль сахара

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Правильное питание

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

Основные моменты:

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Преодоление стрессовых ситуаций

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

Источник

Поставлен диагноз: СД 1 типа. Как дальше жить? Чтобы жизнь с диабетом протекала хорошо, необходимо относится к данному заболеванию с особой осторожностью и с серьезностью. Случайный подход в управлении уровнем сахара в крови не поможет оставаться больному сильным и здоровым. Отличной новостью является тот факт, что сегодня существуют школы, где вас научат управлять своим диабетом.

Школа диабета – что это?

Сахарный диабетШколы для больных сахарным диабета 1 типа создаются в центрах здоровья.

Работу в таких клиниках, как правило, возглавляют руководители центра здоровья. Это могут быть эндокринологи или же мед.сестры с высшим образованием, которые прошли спец. подготовку. В своей работе школы основываются не только на нормативные акты Министерства здравоохранения России, но и на уставы учреждения. Обучение проводится для каждой группы больных персонально:

  • СД – 1 типа;
  • СД 2 типа;
  • СД 2 типа, которые зависимы от инсулина;
  • Дети и подростки;
  • Беременные девушки и женщины.

Основными задачами и целями таких школ диабета является обучение самоконтроля, а также адаптации к проводимому лечению, профилактики и рассказать о возможных осложнениях в случае игнорирования лечения.

В соответствии с основными целями и задачами заведующие Клиникой разрабатывают обучение больных СД, проводит повторные и первичные циклы обучения, а также профилактике возможных осложнений сахарного диабета 1 типа, а также уровень знаний больных по заболеванию; анализируют работу школы.

Группы обучения

Группы обучения сахарному диабетуВ первую группу относятся маленькие детки и их родители. Ведь в таком возрасте маленькие пациенты зависят от своих родителей и мед.персонала, поэтому нуждаются в хорошем отношении к медицинским работникам. Немаловажным является психологический контакт с мамой заболевшего ребенка, поскольку на фоне стресса у нее может может снизиться связь с ребенком.

Ко второй группу относятся дети дошкольного возраста. Занятия для таких детей должны проходить по следующему плану:

  • Обучение навыкам введения инъекций;

  • Регулирование и помощь в переходе к образу жизни школьника, а также нормальных отношений со сверстниками;

  • Адаптация пациента к обучению в школе.

В третью группу относят детей школьного возраста. Подростковый период – это переходная фаза с детского возраста во взрослую жизнь, которая имеет ряд особенностей. Обучение для подростков включает:

  • Объяснение о возможных осложнений;
  • Беседы о половом созревании;
  • Объяснение важность диеты;
  • Развитие дружеских отношений между подростками;
  • Помощь школьнику в определении приоритетов.

Работа с врачами

Сахарный диабет 1 типа требует, чтобы пациент думал о себе, как о члене большой команды. Больной – это самый важный человек в команде, потому что именно он выполняет большую часть работы. Однако, в школах обучения сахарного диабета 1 типа вам на помощь всегда придут опытные врачи:

  • Школа по обучению сахарного диабета 1 типа. Педагоги клиники СД –1 типа помогут узнать все об этом заболевании, а также внести изменения в лечение сахарного диабета 1 типа;

  • Эндокринолог. Помимо посещения своего лечащего врача, также следует посещать именно этого специалиста, который знает все о сахарном диабете 1 типа;

  • Диетолог. Этот специалист поможет разработать  диету, которая будет настроена под личные потребности больного. Консультацию у диетолога нужно проходить не менее 1 раза в пол года. Данное посещение особенно важно для детей, чтобы определить из потребности в росте и питании.

Количество школ на сегодняшний день

Как сообщает Минздрав РФ, на сегодняшний день по стране насчитывается около 1 тысячи школ СД – 1 типа. Однако те, что реально работают – около 50% от тысячи. Нередко школы создаются без учета особенностей лечения различных групп заболевших сахарным диабетом 1 типа. ( сахарный диабет 1 типа, 2, для беременных, для детей и подростков, а также для больных на таблетках или инсулине, а в последнее время, для инсулинозависимых на помповой основе).

Как показывает практика обучение пациентов с разными типами заболевания проводить просто неэффективно. Это связано, в первую очередь с тем, что отсутствует должная поддержка со стороны государства. В большинстве случаев такие школы держатся исключительно на инициативе работников, не получая при этом никакой доплаты (исключения составляют такие регионы как Питер и Москва, где школы действует на основеэндокринологических диабетцентров и диспансеров).

Постоянное пополнение знаний

Т.к. СД будет сопровождать пациента на протяжении всей жизни, знания нужно также регулярно пополнять.При своевременном лечении продолжительность жизни больного превышает здорового сверстника. В нашей стране медалью за 50 лет жизни с СД уже награждены около 15 человек.

Диабет “подрос”

Общее количество больных превысило 160 млн человек в РФ, из них 2,5 млн больных являются взрослыми. Столько же человек находятся на ранних стадиях диабета. Однако, количество больных в 1,5, а то и в 3,5 раза превышает официальные цифры. Каждый год количество больных увеличивается на 7-10%, а каждые несколько лет – утраивается. Детская статистика выглядит еще печальнее. В 90-е годы отмечался прирост заболеваемости на 4%. А после 2000 года это процент составил до 48%. Это обозначает, что количество заболевших младенцев и подростков выросло на 100 000 тысяч человек.

  • Овес, как средство для борьбы с диабетом!
  • Как жить с диабетом мужчине: список необходимых анализов, которые нужно сдавать
  • Какие книги почитать, когда ребенок заболел диабетом?
  • Последние разработки для больных сахарным диабетом
  • Источник

    У ребенка обнаружен диабет. Назначена диета и терапия. Как это повлияет на его жизнь вне дома, где всегда и во всем ему гарантирована поддержка? Как будет ребенок с диабетом посещать школу?

    Не стоит надеяться на то, что учителя сами, без подсказки родителей будут знать все необходимое о диабете.

    Вам следует в первую очередь обязательно переговорить с директором школы, классным руководителем, а то и со всеми учителями-предметниками вашего ребенка. Особое внимание следует уделить учителю физкультуры, тренеру спортивной секции, если ваш ребенок ее посещает. И даже в этом случае не стоит забывать, что учителя по-разному отнесутся к вашим проблемам. Они, как и все, могут что-то забыть, к чему-то отнестись невнимательно. Поэтому заранее научите ребенка заботиться о себе. Он должен четко знать, что должен делать в той или иной ситуации.

    Исходя из опыта родителей, дети которых уже благополучно закончили школу, мы сформулировали рекомендации для детей.

    Ребенок-диабетик должен всегда иметь при себе несколько кусочков сахара, конфеты, сок или сладкий напиток на случай гипогликемии. Они должны быть в портфеле, карманах платья или куртки, в пальто.

    В портфеле должен быть не только второй завтрак, но и еще дополнительная еда на всякий случай.

    В школе должно быть место, о котором, естественно, ребенок должен знать (например, у классного руководителя, завуча, канцелярии), где бы хранился запас сладостей на тот случай, если класс, в котором остался портфель, оказался закрытым, или друзья подшутили над товарищем, спрятав портфель и т.п. Это может быть карамель, сок или компот, быстрорастворимые мед, варенье, сахар.

    Ребенок должен осознать, что если у него начинаются первые признаки гипогликемии (а дети, даже самые маленькие, быстро учатся распознавать эти признаки), он должен немедленно достать и съесть что-то сладкое: конфету, сахар, булочку, печенье, выпить пакетик сока или колу. После этого обязательно съесть свой завтрак. Учитель должен помнить об этой особенности ребенка, ведь «первые звоночки» могут быть в любое время — во время контрольной, школьной линейки или урока физкультуры.

    Есть очень стеснительные дети — они могут побояться сделать это на уроке, значит, вам нужно вместе с учителем убедить ребенка в том, что он не будет наказан за это.

    Ребенок должен знать, что он может поднять руку во время урока и беспрепятственно выйти из класса.

    Вообще вопрос о том, как пользоваться туалетом в школе, может превратиться в проблему, если вы не попробуете решить ее заранее.

    Вы должны решить с классным руководителем или директором, каким образом ребенок будет обедать. Если в школьной столовой, то ее персонал должен знать, какую еду нельзя давать ребенку, например, сладкий компот следует заменить несладким чаем. И т.д.

    Кроме того, нужно решить, где ребенок будет делать укол перед обедом (инъекцию инсулина) — в классе, у медсестры или в другом месте. Следует предусмотреть случаи и обговорить их с ребенком, когда медсестра отсутствует или класс закрыт, где тогда сделать укол, где хранить шприц-ручку, кто проследит, какую дозу набрал ребенок. Все эти случаи невозможно оставлять без присмотра, особенно если ребенок учится в младших классах.

    И особенно важно знать, что делать, если он вколол не ту дозу инсулина, или забыл сделать инъекцию, или плохо поел в столовой, или дети отняли еду и т. д. Лучше, конечно, если ребенок обедает дома. Вы должны донести до педагогов, что нежелательно задерживать ребенка с сахарным диабетом в школе без особой на это надобности.

    Особое внимание нужно уделить урокам физической культуры и спорта. И учитель физкультуры, и ваш школьник должны знать, что перед уроком важно поесть, во время урока или соревнований следует иметь запас сахара, сладких налитков, не пропускать после урока прием пищи. Желательно производить самоконтроль до и после физической нагрузки или соревнования.

    Вы должны проговорить с ребенком все возможные ситуации, в которые он может легко попасть в школе или по дороге домой.

    Вспомните себя в школе. Школьные шалости остаются такими же: также любят спрятать портфель, также могут из рук вырвать сок или фрукты, обозвать «жадиной», если не поделишься, поинтересоваться: «Почему ты не ешь в школьной столовой»?

    Если ребенок стесняется на перемене съесть бутерброд с колбасой или сыром, замените его на несколько печений или фрукты. Если у него по какой-то причине не оказалось в нужный момент еды (закрыт в классе портфель или что-то другое), он должен иметь деньги, чтобы купить что-то в школьном буфете. Или должен знать место в школе, где у него есть запас сока, фруктов и прочих сладостей на случай гипогликемии.

    Старшеклассникам можно доверять настолько, чтобы дать запасной ключ, например, от медицинского кабинета. Кстати, во многих школах так и делают, и дети могут сделать там даже уколы, и потом пообедать в столовой, не уходя на обед домой.

    Школьная медсестра, школьный врач и школьный психолог должны обязательно изучить проблемы сахарного диабета, уметь распознавать симптомы гипогликемии, уметь производить замеры сахара крови и оказывать первую медицинскую помощь.

    Продумайте ситуацию возвращения из школы.

    Ребенок может застрять в лифте или забудет, что ему сначала нужно поесть, и побежит на улицу вывести собаку, а время обеда пройдет. На этот случай у вас должны быть выработаны специальные правила: сначала поел, потом пошел гулять с собакой. Потерял ключ — запасной хранится у соседей, которые всегда дома и т.п. Подумайте и проинструктируйте ребенка, к кому он может обратиться в необычной ситуации (приятели, соседи, учитель, школьная медсестра, друзья родителей и т.п.). Поговорите о нем с родителями его приятелей.

    У ребенка с сахарным диабетом всегда должна быть при себе или в портфеле карточка больного диабетом.

    Вот образец.

    Помогите! Я болен диабетом!

    1. Если я без сознания или мое поведение неадекватно, прошу вас срочно оказать мне помощь — мое состояние связано с болезнью.
    2. Дайте мне сладкой жидкости или кусочек сахара (он лежит у меня в левом кармане).
    3. Если после этого мне не стало лучше, убедительно прошу вас вызвать «скорую помощь».
    4. Если я не могу глотать, прошу вас незамедлительно вызвать «скорую помощь».
    5. Сообщите о моем состоянии моим близким. Их телефоны находятся на обратной стороне этой карточки.
      • ФИО и телефон родителей
      • ФИО и телефон врача
    6. Типы и дозы получаемого инсулина

    Диабет ребенка — не повод отказаться от посещения школы, кружков и секций. Дисциплина, режим и адекватное распределение времени и нагрузок сделает его жизнь ярче, интереснее, безопаснее. И тогда диабет станет просто его особенностью, как, например, цвет волос или глаз, а не проблемой и недостатком.

    Автор благодарит за консультации специалистов Центра медицинской профилактики г. Волгодонска

    Источник