Практическая часть дипломной по сахарному диабету

Практическая часть дипломной по сахарному диабету thumbnail

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава)

Кафедра внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины

Ранняя диагностика сахарного диабета в амбулаторных условиях.

Связь врача-терапевта со специалистами поликлиники.

Особенности ведения пациентов пожилого и старческого возраста.

Методические указания для студентов 6 курса лечебного факультета

по дисциплине «Поликлиническая терапия»

Тюмень, 2014г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ указания «Ранняя диагностика сахарного диабета в амбулаторных условиях. Связь врача-терапевта со специалистами поликлиники. Особенности ведения пациентов пожилого и старческого возраста».

Учебно-методические указания предназначены для студентов 6 курса лечебного факультета по дисциплине «Поликлиническая терапия.

Подготовлены сотрудниками кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины: профессором, д.м.н. Т.В. Болотновой, доцентом к.м.н. Н.Г. Платицыной.

Учебно-методические указания утверждены:

на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины, протокол № 11 от 27 мая 2014 года;

на заседании цикловой методической комиссии по специальности «Общая врачебная практика», протокол № 9 от 29 мая 2014 года;

на заседании Центрального координационного методического совета Тюменской государственной медицинской академии, протокол № 7 от 26 июня 2014 года.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ:«Ранняя диагностика сахарного диабета в амбулаторных условиях. Связь врача-терапевта со специалистами поликлиники. Особенности ведения пациентов пожилого и старческого возраста»

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:практическое занятие

Значение темы: Сахарный диабет (СД)- это группа метаболических (обменных) заболеваний, характеризующихся хронической гипергликемией, которая является результатом нарушения секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов. Хроническая гипергликемия при СД сопровождается повреждением, дисфункцией и недостаточностью различных органов, особенно глаз, почек, нервов, сердца и кровеносных сосудов.

Сахарный диабет — системное заболевание обмена веществ, которое приняло пандемический характер распространения, что побудило Организацию Объединенных Наций в декабре 2006 г. принять резолюцию, призывающую «создавать национальные программы по предупреждению, лечению и профилактике СД и его осложнений и включать их в состав государственных программ по здравоохранению». За последние 30 лет по темпам прироста заболеваемости СД опередил такие инфекционные заболевания, как туберкулез и ВИЧ. Численность больных СД в мире за эти годы выросла более чем в 2 раза и достигла к 2013 г. 382 миллионов человек. В Российской Федерации, как и во всех странах мира, отмечаются высокие темпы роста заболеваемости СД. По данным Государственного регистра больных СД на январь 2013 г. в РФ по обращаемости в лечебные учреждения насчитывается 3,779 миллионов больных СД. Между тем результаты контрольно-эпидемиологических исследований, проведенных ФГБУ Эндокринологический научный центр в период с 2002 по 2010 г., показали, что приблизительно еще 6 миллионов россиян имеют СД, но не знают об этом и, следовательно, не получают лечения. Самыми опасными последствиями глобальной эпидемии СД являются его системные сосудистые осложнения – нефропатия, ретинопатия, поражение магистральных сосудов сердца, головного мозга, периферических сосудов нижних конечностей. Именно эти осложнения являются основной причиной инвалидизации и смертности больных СД.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:изучить особенности ранней диагностики сахарного диабета в амбулаторных условиях, тактику врача терапевта при выявлении СД, его взаимодействие со специалистами поликлиники; научить студентов особенностям ведения, раннего выявления больных с СД в амбулаторных условиях.

Место проведения занятия:Учебная комната, кабинет участкового врача-терапевта (Взрослая поликлиника ОКБ № 2, Городские поликлиники № 3, 8, 17 г. Тюмени).

Оснащение занятия:

1. Учебные таблицы

Классификация сахарного диабета (Т-57)

2. Учебный видеофильм:

Школа больных с СД (УВ-2)

Тактика ведения больных СД в условиях поликлиники (УВ-3)

3. Набор заключений лабораторных методов исследований (гликемический, глюкозурический профиль, анализ мочи на микроальбуминурию, гликированный гемоглобин и др.)

4. Ситуационные задачи.

5. Тесты.

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ:

а) Студент должен знать:

  1. Сахарный диабет. Эпидемиологическая ситуация.

  2. Этиология, факторы риска развития сахарного диабета.

  3. Классификация сахарного диабета.

  4. Клиническая характеристика различных вариантов течения сахарного диабета.

  5. Принципы диагностики сахарного диабета.

  6. Лечение и профилактика сахарного диабета.

  7. Терапия неотложных состояний.

б) Студент должен уметь:

1. Провести осмотр пациента и сделать общее предположение о заболеваниях эндокринной системы.

2. Выявить состояние гипергликемии и определить ее генез.

3. Провести обследование больного в условиях поликлиники, исключить симптоматические гипергликемии.

4. Выявить факторы, способствовавшие возникновению и развитию сахарного диабета.

5. Назначить индивидуализированное лечение в условиях поликлиники и меры вторичной профилактики.

6. Провести экспертизу трудоспособности пациентам с сахарным диабетом.

7. Оформить амбулаторную карту пациента, листок нетрудоспособности, санаторно-курортную карту пациента.

8. Определить группу здоровья конкретного пациента, правильно организовать диспансерное наблюдение.

9. Оказать неотложную помощь при острых осложнениях сахарного диабета, в том числе при диабетических комах на догоспитальном этапе.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:

  1. Методы объективного обследования эндокринной системы.

  2. Диагностика и дифференциальная диагностика различных видов гипергликемий на амбулаторно-поликлиническом этапе. Диагностические критерии сахарного диабета.

  3. Интерпретация результатов общеклинических и биохимических показателей крови и мочи, гликированного гемоглобина, анализа мочи по Зимницкому, анализа мочи на сахар и ацетон, анализа мочи на микроальбуминурию (МАУ), скорость клубочковой фильтрации (СКФ), показателей гормонального обмена.

  4. Оценка результатов офтальмоскопии.

  5. Оценка результатов инструментальных методов обследования:

(электрокардиография, ультразвуковое исследование органов брюшной полости и почек, реовазография сосудов нижних конечностей, допплеровское исследование сосудов почек, аорты, каротидного бассейна).

  1. Работа с медицинской документацией: амбулаторной картой пациента, листком нетрудоспособности, санаторно-курортной картой, контрольной картой диспансерного наблюдения.

  2. Особенности течения, медикаментозной терапии сахарного диабета в амбулаторно-поликлинических условиях.

  3. Тактика и неотложные мероприятия участкового терапевта при диабетических комах в амбулаторно-поликлинических условиях, определение показаний для госпитализации.

  4. Первичная и вторичная профилактика сахарного диабета. Диспансеризация больных с сахарным диабетом.

  5. Экспертиза трудоспособности больных с сахарным диабетом. Определение показаний для санаторно-курортного лечения. Рекомендуемые курорты.

ВОПРОСЫ БАЗОВЫХ ДИСЦИПЛИН, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

-биохимия: механизмы действия инсулина

-пропедевтика внутренних болезней: сбор жалоб, анамнеза, осмотр пациента с заболеванием эндокринологического профиля

-внутренние болезни: эндокринология (сахарный диабет)

-фармакология: препараты для лечения сахарного диабета 1 и 2 типов (классификация инсулинов, пероральных сахароснижающих препаратов).

ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ:

классификация нарушений гликемии

(ВОЗ, 1999, с дополнениями)

  1. Сахарный диабет 1 типа (деструкция β-клеток, обычно приводящая к абсолютной инсулиновой недостаточности)

— иммуноопосредованный

— идиопатический

  1. Сахарный диабет 2 типа (от преимущественной резистентности к инсулину с относительной инсулиновой недостаточностью до преимущественного секреторного дефекта с инсулиновой резистентностью или без нее)

  2. Другие специфические типы диабета

А. Генетические дефекты β-клеточной функции

  1. MODY- 1 (мутация гена ядерного фактора-4α гепатоцитов)

  2. MODY- 2 (мутация гена глюкокиназы)

  3. MODY- 3 (мутация гена ядерного фактора-1α гепатоцитов)

  4. MODY- 4

  5. MODY- 5

  6. MODY- 6

  7. Митохондриальные мутации ДНК

  8. Другие

В. Генетические дефекты в действии инсулина

  1. Резистентность к инсулину типа А

  2. Лепречаунизм

  3. Синдром Рабсона менденхолла

  4. Липоатрофический диабет

  5. Другие

С. Болезни экзокринной части поджелудочной железы

  1. Панкреатит

  2. Травма/панкреатэктомия

  3. Неоплазия

  4. Кистозный фиброз

  5. Гемохроматоз

  6. Фиброкалькулезная панкреатопатия

D. Эндокринопатии

  1. акромегалия

  2. синдром Кушинга

  3. глюкогонома

  4. феохромоцитома

  5. тиреотоксикоз

  6. соматостинома

  7. альдостерома

  8. другие

E. Диабет, индуцированный лекарствами или химикалиями

  1. вакор

  2. пентамидин

  3. никотиновая кислота

  4. глюкокортикоиды

  5. тиреоидные гормоны

  6. диазоксид

  7. агонисты α-адренорецепторов

  8. тиазиды

  9. дилантин

  10. α-интерферон

  11. другие

F. Инфекция

  1. врожденная краснуха

  2. ЦМВ

  3. другие

G. Необычные формы иммуноопосредованного диабета

  1. «Stiff-man» — синдром (синдром обездвиженности): аутоиммунного заболевание ЦНС, 50%-СД

  2. Аутоантитела к рецептору инсулина (СКВ, acantosis nigricans)

  3. Антитела к инсулину

  4. другие

H. Другие генетические синдромы, иногда сочетающиеся с диабетом.

  1. синдром Дауна

  2. синдром Клайнфелтера

  3. синдром Тернера

  4. синдром Вольфрама

  5. атаксия Фридрейха

  6. хорея гетингтона

  7. синдром Лоренса-Муна –Бидля

  8. миопатическая дистрофия

  9. порфирия

  10. синдром Прадера-Вилли

  11. другие

  1. Гестационный сахарный диабет.

Source: StudFiles.net

Источник

Наше исследование проводилось на базе поликлиники БУ«Центральная городская больница». С целью получения достоверных результатов по изучению динамики работы школы сахарного диабета были разработаны анкеты для одной из обучающихся групп пациентов. Анкетирование проводилось на начальном, а затем на завершающем этапе работы по программе «Сахарный диабет». Обязательным условием для всех пациентов исследуемой группы являлось регулярное посещение всех занятий согласно расписанию (в случае изменения даты или времени занятия медсестра эндокринологического кабинета извещала об этом пациентов по телефону), а также четкое и неукоснительное соблюдение всех рекомендаций врача.

При составлении анкет нами были использованы вопросы тестового типа. Анализируя заполненные пациентами анкеты, мы применили метод группировки. В ходе анализа результатов анкетирования мы поставили перед собой две задачи:

  • 1) охарактеризовать в общем пациентов обучающейся группы на начальном этапе занятий с акцентом на имеющиеся проблемы со стороны здоровья, образа жизни и отношения к самому себе;
  • 2) дать сравнительную характеристику основных пунктов анкеты, отражающих динамику явлений, качеств, понятий и действий пациентов по окончанию курса занятий в Школе сахарного диабета.

Наблюдаемая нами группа пациентов состояла из 10 человек, среди которых мужчин — 7 человека, женщин — 3 человек.

Возрастная категория — от 30 до 75 лет.

В результате анализа анкет мы получили следующие результаты:

  • — средний возраст пациентов исследуемой группы — 57 лет, диагноз — сахарный диабет 2-го типа;
  • — 3 человека из группы недавно взяты на диспансерный учет (1-2 месяца назад им был поставлен диагноз «сахарный диабет»), остальные — пациенты со стажем от 3 до 10 лет (только двое пациентов из их числа посещали школу сахарного диабета ранее);

Гендерный анализ

Рис. 2 Гендерный анализ

Анализ продолжительности заболевания

Рис. 3 Анализ продолжительности заболевания.

— все 10 человек регулярно наблюдаются и обследуются у эндокринолога, знают, что такое диабет, но половина пациентов (5 чел.) не интересуются специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию;

Анализ заинтересованности специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию до посещения школы

Рис.4 Анализ заинтересованности специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию до посещения школы

— из пациентов наблюдаемой группы абсолютно все знают об осложнениях сахарного диабета, однако, только один человек из десяти соблюдает предписанную врачом диету(8 человек из группы страдают ожирением);

Рис. 5 Анализ соблюдения диеты до посещения школы

— 7 человек употребляют алкоголь (4 человека ответили «употребляю, но иногда»)

Рис. 6 Анализ употребления алкоголя до посещения школы

  • — 1 человек является курильщиком;
  • — из десяти пациентов только восемь человек регулярно контролируют уровень глюкозы в крови;

Рис. 7 Анализ контроля уровня глюкозы в крови пациентами до посещения школы

-шесть человек регулярно измеряют себе артериальное давление;

Рис. 8 Анализ контроля уровня АД пациентами до посещения школы

— о том, что существуют правила ухода за ногами для больных сахарным диабетом, знают только пять человек;

Рис. 9 Анализ информированности пациентов о правилах ухода за ногами при сахарном диабете до посещения школы

— о необходимости физических упражнений для пациентов с сахарным диабетом знают 9 человек из 10, но регулярно занимаются физкультурой только 5 человек;

Анализ занятия физкультурой до посещения школыПрактическая часть дипломной по сахарному диабетуПрактическая часть дипломной по сахарному диабетуПрактическая часть дипломной по сахарному диабетуПрактическая часть дипломной по сахарному диабетуПрактическая часть дипломной по сахарному диабету

Рис. 10 Анализ занятия физкультурой до посещения школы

о том, как справляться со стрессовыми ситуациями и как оказывать самому себе помощь при ухудшении самочувствия из исследуемой группы знают только 4 человека;

  • — на вопрос «Существуют ли у Вас проблемы с трудоустройством?» положительно ответили 4 из 5 работающих пациентов; в дальнейшей беседе эти люди объяснили свой ответ тем, что вынуждены соглашаться на ту работу, где нет ночного графика, высокого уровня ответственности и возникающих в связи с этим стрессов и волнений, и где есть возможность сокращенного рабочего дня и регулярного приема пищи;
  • — 9 пациентов из группы ответили, что нуждаются в психологической поддержке и что в связи с имеющимися психологическими проблемами 5 человек из 10 не могут считать свою жизнь полноценной.

Анализ нуждаемости в психологической поддержке до посещения школы

Рис. 11 Анализ нуждаемости в психологической поддержке до посещения школы

Анализируя большинство пунктов анкеты, предложенной пациентам исследуемой группы в конце обучения по программе «Сахарный диабет», можно сделать вывод, что в ходе проведенных занятий значительно изменилось в лучшую сторону отношение пациентов группы к своему здоровью, поскольку пациенты получили исчерпывающую информацию относительно самого заболевания, его осложнений, правил самоконтроля и самопомощи, методов профилактики возможных осложнений.

Анализ соблюдения диеты после посещения школы

Рис. 12 Анализ соблюдения диеты после посещения школы

Так, например, стали соблюдать предписанную врачом диету и регулярно контролировать свой вес 7 человек из 10;

9 человек стали интересоваться научно-популярной литературой по своему заболеванию;

Анализ заинтересованности специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию после посещения школы

Рис.13 Анализ заинтересованности специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию после посещения школы

Единственный в группе курильщик сообщил, что стал выкуривать в день значительно меньше сигарет и попытается вообще бросить курить.

Анализ употребления алкоголя после посещения школы

Рис. 14 Анализ употребления алкоголя после посещения школы

Из 7 человек, употреблявших алкоголь даже эпизодически шестеро вообще отказались от приема алкоголя.

Все 10 пациентов группы стали регулярно контролировать артериальное давление и уровень глюкозы в крови;

Анализ контроля уровня глюкозы в крови пациентами после посещения школы

Рис. 15 Анализ контроля уровня глюкозы в крови пациентами после посещения школы

Анализ контроля уровня АД пациентами после посещения школы

Рис. 16 Анализ контроля уровня АД пациентами после посещения школы

7 человек из исследуемой группы стали соблюдать правила ухода за ногами для пациентов-диабетиков;

Анализ соблюдения пациентов ухода за ногами при сахарном диабете после посещения школы

Рис. 17 Анализ соблюдения пациентов ухода за ногами при сахарном диабете после посещения школы

8 человек из 10 сообщили, что стали регулярно выполнять физические упражнения, двое стали посещать бассейн.

Анализ занятия физкультурой после посещения школы

Рис. 18 Анализ занятия физкультурой после посещения школы

И, наконец, 9 человек из 10 заявили в конце обучения, что в ходе занятий получили адекватную психологическую поддержку и считают свою жизнь абсолютно полноценной.

Рис. 19 Анализ нуждаемости в психологической поддержке после посещения школы

Практическая часть дипломной по сахарному диабету

Источник

Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Саратовский
государственный медицинский университет

им. В.И.
Разумовского Минздрава РФ»

Медицинский
колледж

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Специальность 060604 — «Лабораторная диагностика»

ПО ПМ: «Проведение практических лабораторных
биохимических исследований»

МДК: «Теория и практика
лабораторных биохимических исследований»

НА ТЕМУ: «Сахарный диабет»

Студентки:

Лутовой Натальи Викторовны

Очная форма обучения

                           
Проверил:

Преподаватель

Агаева Ирина Николаевна

Саратов, 2012 – 2013 г.

Содержание:                                                                                                      
С.

Введение                                                                                                   5

ГЛАВА 1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                 7

1.1. Краткая характеристика 
типов сахарного диабета и 
сходных с ним состояний                                                                                                     7

1.1.1. Классификации сахарного диабета 
и других   

нарушений
толерантности к глюкозе                                                            7                                          

1.1.2. Краткое 
описание и сравнительная характеристика

основных 
типов СД и сходных с ним 
состояний                                          11

1.2. Основные аспекты этиологии сахарного диабета                                  14

1.2.1. Генетические аспекты                                                                 14

1.2.2. Вирусные инфекции и другие 
факторы внешней среды               16

1.2.3. Аутоимунные процессы                                                               16

1.2.4. Ожирение
и питание как аспекты предрасположенности

к сахарному 
диабету                                                                             17

1.3.Эпидемиология сахарного диабета                                                         17

ГЛАВА
2. ПАТОЛОГИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И БИОХИМИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ                     19

2.1. Поджелудочная железа, как основной 
источник заболевания                     19

2.2. Характеристика гормонов поджелудочной
железы и их

действия
в норме и при сахарном диабете                                                    22

2.2.1. Инсулин                                                                                     
22

2.2.2. Глюкагон                                                                                     29

2.2.3. Соматостатин                                                                                     
32

2.2.4. Панкреатический полипептид                                                      33

2.2.5. Амилоидный полипептид                                                            33

2.3. Нарушения обмена веществ 
при сахарном диабете в

результате патологического действие
гормонов поджелудочной железы     34

2.3.1. Нарушение углеводного 
обмена………………………………………34

2.3.2. Нарушение липидного обмена………………………………………..49

2.3.3. Нарушения белкового 
обмена…………………………………………41

2.3.4. Нарушения водно-солевого 
обмена…………………………………..43

ГЛАВА 3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСЛОЖНЕНИЙ

САХАРНОГО ДИАБЕТА И 
БИОХИМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ

ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ………………………………………………………….44

3.1. Микроангиопатия и 
макроангиопатия, как осложнения 
сахарного диабета…………………………………………………………………………49

3.2. Ишемическая болезнь 
сердца………………..………………………..49

3.3. Патология органа 
зрения при сахарном диабете…………………………49

3.4. Поражения почек………………………………………………………..50

ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ 
ЧАСТЬ……………………………..56

4.1. Материалы исследования………………………………………………56

4.2. Методы исследования……………………………………………………56

4.2.1. Глюкозооксидазный 
метод определения глюкозы…………………..56

4.2.2. Определения холистеринав сыворотке
крови…………………………..57

4.2.3. Определения общего триглицеридов
в сыворотке крови……………..57

ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……..58

5.1. Биохимические показатели углеводного 
обмена…………………………58

5.2. Биохимические показатели липидного обмена…………………………..65

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           75

СПИСОК 
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………77

ВВЕДЕНИЕ

Сахарный диабет – lat. Diabetes mellitus – системное гетерогенное
заболевание. Это заболевание – одна из
серьезнейших проблем нашего времени.
Оно занимает третье место среди непосредственных
причин смерти после сердечно-сосудистых
и онкологических заболеваний.

В настоящее время на нашей планете живут более 150 миллионов
больных СД. Причем 80 – 95% больные инсулиннезависимым
сахарный диабет. Сахарный диабет обуславливается
абсолютным (СД I) или относительным (СД
II) дефицитом инсулина, который вначале
вызывает нарушение углеводного обмена,
а затем и изменение обмена в организме
всех основных энергетических веществ
(углеводы, жиры, белки).

Как правило, при сахарном
диабете происходит нарушение секреции
разнообразных гормонов поджелудочной 
железы, в частности инсулина, и 
чувствительности к ним.

Последствиями же инсулиновой 
недостаточности являются метаболические
нарушения, из которых наиболее выражены
нарушения углеводного обмена.

Ключевым критерием 
в диагностике сахарного диабета 
является уровень глюкозы в крови
(гликемия), в частности уровень гликемии натощак. Но
правильно поставить диагноз (особенно
установить тип сахарного диабета) исходя
из лабораторных данных можно лишь правильно
понимая методические факторы и физиологические
особенности субъекта, влияющие на результаты
определения концентрации глюкозы.

Цель данной дипломной 
работы состоит в изучении взаимосвязи 
показателей углеводного и липидного 
обмена по биохимическим показателям 
крови больных сахарным диабетом.

Задачи:

1. Изучение концентрации 
глюкозы в сыворотке крови 
больных сахарным диабетом.

2. Изучение концентрации 
общего холестерина в сыворотке 
крови больных сахарным диабетом.

3. Исследование содержания 
триглицеридов, липопротеидов очень 
низкой плотности, липопротеидов 
низкой плотности, липопротеидов 
высокой плотности в сыворотке крови больных сахарным
диабетом.

ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Краткая 
характеристика типов сахарного 
диабета и сходных с ним 
состояний

Сахарный диабет (СД) – эндокринное 
заболевание, характеризующееся синдромом 
хронической гипергликемии вследствие
недостатка в организме гормона поджелудочной
железы – инсулина, или его недостаточным
действием, что приводит к нарушению сначала
углеводного обмена, а затем и обмена всех
энергетических веществ в организме. Для
СД характерно нарушение секреции некоторых
гормонов или недостаточная чувствительность
к ним.

На ранних этапах развития заболевания 
и при правильном своевременном 
лечении СД характеризуется гипергликемией
после еды или натощак. При 
неправильном или недостаточном 
лечении заболевание прогрессирует
и сопровождается поражением периферических
нервов, нарушением зрения в результате
изменения сосудов сетчатки глаза, а также
поражением почечных клубочков с нарушением
их функции.

При отсутствии лечения или при 
наиболее выраженных формах СД наблюдается
кетоз (накопление в организме продуктов
неполного окисления жиров – кетоновых
тел), и белковым истощением, что приводит
к катастрофическим состояниям – развитию
комы или шока.

1.1.1. Классификации сахарного 
диабета и других нарушений 
толерантности к глюкозе

Существует множество классификаций 
сахарного диабета, но наиболее используемые
из них две. Одна из них – классификация 
СД и других категорий нарушения 
толерантности к глюкозе (ВОЗ 1985
год):

1. Спонтанный сахарный диабет:

— инсулинзависимый (ИЗСД) – тип I

— инсулиннезависимый (ИНЗСД) – 
тип II

а) у лиц с нормальной массой
тела

б) у лиц с ожирением

2. Вторичный сахарный диабет, включая 
сахарный диабет, сопутствующий 
определенным состояниям и синдромам:

а) заболевания поджелудочной железы

б) гормональные нарушения

в) состояния, вызванные лекарственными
и химическими веществами

г) определенные генетические синдромы

д) смешанные состояния.

3. Диабет, обусловленный недостаточностью 
питания (тропический):

а) панкреатический

б) панкреатогенный

4. Нарушение толерантности к глюкозе
(НТГ) – ранее называвшийся химическим,
бессимптомным, латентным и субклиническим
диабетом:

а) у лиц с нормальной массой
тела

б) у лиц с ожирением

в) НТГ, обусловленное другими определенными 
состояниями и синдромами.

5. Диабет беременных. НТГ, начавшееся
при беременности.

6. Достоверные классы риска (лица 
с нормальной толерантностью 
к глюкозе, но со  значительно 
увеличенным риском развития 
диабета):

а) предшествовавшие нарушения толерантности 
к глюкозе

б) потенциальные нарушения толерантности
к глюкозе.

Данная классификация используется
в клинической практике, но имеет 
множество недостатков. Она не отражает
в полной мере ни этиологию ни патогенез 
СД. Получение множества данных,
(таких как, присутствие антител 
к островковым клеткам и специфические
гаплотипы HLA) изменяющих представление
о патогенезе СД, повлекло за собой необходимость
пересмотра существующей классификации
и разработки новой классификации, учитывающей
современные диагностические критерии.
Таковой послужила этиологическая классификация
сахарного диабета (ВОЗ, 1999):

I.Сахарный диабет I типа (деструкция
β-клеток, обычно приводящая к абсолютной
инсулиновой недостаточности):

а) Аутоиммунный

б) Идиопатический

II. Сахарный диабет II типа (от преимущественной
резистентности к инсулину с относительной
инсулиновой недостаточностью, до преимущественно
секреторного дефекта с инсулиновой резистентностью
или без нее).

III. Другие специфические
типы:

А. Генетические дефекты β-клеточной 
функции:

1. MODY-3 (хромосома 12, ген HNF-1α)

2. MODY-2 (хромосома 7, ген глюкокиназы)

3. MODY-1 (хромосома 20, ген HNF-4α)

4. Митохондриальная мутация ДНК

5. Другие

В. Генетические дефекты в действии
инсулина:

1. Резистентность к инсулину 
типа А

2. Лепречаунизм

3. Синдром Рабсона-Менделхолла

4. Липоатрофический диабет

5. Другие

С. Болезни экзокринной части 
поджелудочной железы:

1. Панкреатит

2. Травма/панкреатэктомия

3. Неоплазии

4. Кистозный фиброз

5. Гемохроматоз

6.Фиброкалькулезная панкреатопатия

D. Эндокринопатии:

1. Акромегалия

2. Синдром Кушинга

3.  Глюкагонома

4. Феохромоцитома

5. Тиреотоксикоз

6. Соматостатинома

7. Альдостерома

8. Другие

Е. Сахарный диабет, индуцированный лекарствами 
и химикатами:

1. Вакор

2. Пентамидин

3. Никотиновая кислота

4. Глюкокортикоиды

5. Тиреоидные гормоны

6. Агонисты α-адренорецепторов

7. Тиазиды

8. Дилантин

9. Диазоксид

10. α-интерферон

11. Другие

F. Инфекции:

1. Врожденная краснуха

2. Цитомегаловирус

3. Другие

G. Необычные формы иммуноопосредованного
диабета:

1. «Stiff-man»-синдром (синдром обездвиженности)

2. Аутоантитела к рецептору инсулина

3. Другие

H. Другие генетические синдромы,
иногда сочетающиеся с диабетом:

1. Синдром Дауна

2. Синдром Клайнфелтера

3. Синдром Тернера

4. Синдром Вольфрама

5. Атаксия Фридрейха

6. Хорея Гентингтона

7. Синдром Лоренса-Муна-Бидля

8. Миотоническая дистрофия

9. Порфирия

10. Синдром Прадера-Вилли

11. Другие

1.1.2. Краткое описание 
и сравнительная характеристика 
основных типов сахарного диабета 
и сходных с ним состояний

Как видно из данных классификаций 
выделяют два типа собственно сахарного
диабета – диабет I типа (СД-I)  и диабет
II типа (СД-II). Они представляют собой две
разные нозологические формы (этиологически,
патогенетически, клинически, а так же
в отношении лечебных подходов). Объединяет
эти два типа лишь развитие синдрома хронической
гипергликемии.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика различных 
типов СД.

 

СД-I

СД-II

Синоним

ювенильный СД, инсулинзависимый СД

СД взрослых,         
СД тучных, инсулиннезависимый СД

Возраст

обычно до 30 лет (два пика заболеваемости
– 14 и 25 лет)

обычно после 40 лет

Начало болезни

острое

Постепенное

Выраженность клинических симптомов

резкая

Умеренная

Течение СД

лабильное

Стабильное

Кетоацидоз

склонны

Резистентны

Анализ мочи

сахар и часто ацетон

Сахар

Генетические данные

ассоциация с гаплотипами HLA,
конкордантность у однояйцевых близнецов
40%

ассоциация с гаплотипами 
HLA отсутствует, конкордантность у однояйцевых
близнецов 95-100%

Масса тела

 ожирение отсутствует

ожирение в 80% случаев

Пол

одинаково часто

чаще женщины

Сезонность начала

осенне-зимний период

Отсутствует

Содержание в плазме инсулина и 
С-пептида

снижено (инсулинопения) или не определяется

в норме, часто повышено, редко снижено

Антитела к островковым клеткам

50-85 %

10 %

Гаплотипы HLA

В8, В15, DW5, OW4, DwR3, DwR4

не отличаются от здоровой популяции

Распространенность

0,5% населения

2-5% населения

Лечение

инсулинотерапия

диета, сахаропонижающие пероральные 
препараты

Преобладание поздних осложнений

микроангиопатия

Макроангиопатия

Источник