Программа на ребенка инвалида в доу сахарный диабет

Программа на ребенка инвалида в доу сахарный диабет thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад c.Кременки

ПРИНЯТА:                                                                                                                 УТВЕРЖДЕНА:    

на заседании                                                                                                приказом заведующей МБДОУ                        

педагогического совета                                                                                детский сад с.Кременки                                                

Протокол №

                                                                                                                          ______________Е.В.Макова

                                                                                                                         «      »________ 201   г.  №

Индивидуальная программа

адаптации

ребенка-инвалида

на 2016- 2017 учебный год

С.Кременки 2016г

                                                       Содержание:

1.Цели и задачи реализации индивидуальной  программы реабилитации           стр.3

2.Пояснительная записка.                                                                                          стр.4-5                

3.Принципы  индивидуальной  программы адаптации                                          стр.6

4.План мероприятий ДОУ,направленных на работу с детьми-инвалидами.  стр.7

5. Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ                      стр.8

6. Здоровьесберегающие педагогические технологии                                     стр.9-10

7. Предполагаемые конечные результаты.                                                       стр.11

9.Материально-техническое обеспечение.                                                        стр.12

8.Список  литературы                                                                                       стр. 13                                

Цель:

 обеспечить  системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы МБДОУ детский сад с.Кременки.

Задачи:

1.Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей ;

2.Обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными

возможностями здоровья;

3. Организация и проведение комплекса адаптационных  мероприятий;

4.Систематизировать  работы по социальному и физическому направлению

детей-инвалидов;

5.Консультационная работа с родителями.

                                         Пояснительная записка

         Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами   образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ИПР на ступени дошкольного   образования разработана для контингента детей-инвалидов ,  посещающих  МБДОУ детский сад с.Кременки.

         ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

         ИПР— это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования ,  коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников и  их социальную адаптацию .

Нормативно-правовой и документальной основой индивидуальной  программы реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования  являются:

— Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Кременки

 —   Конституция Российской Федерации

 — Конвенция ООН о правах ребенка

— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13   (Постановление от 15 мая 2013 г.№ 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13)

  —  Приказ  Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»

— Приказ  Минобрнауки России от 30.08.2013г. от №1014

-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

-ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

-Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

-ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».

-ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»

-Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

-Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

-Постановление Правительства РФ от 07.02.2011  № 61  «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

— «Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .

— Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

                             Содержание ИПР определяют принципы:

Общими принципами формирования Индивидуальной программы адаптации являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.

Настоящая программа разработана как документ, определяющий настоящие  и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ДОУ и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала детей-инвалидов, семей, имеющих детей- инвалидов.

Основой профилактики и коррекции  является общее развитие  ослабленного организма. Этому способствует  комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий: различные гимнастики, релаксация и др.

В рамках всех разделов физического воспитания в детском саду,  ребенок, получает более низкую физическую нагрузку. Для этого педагоги при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшают число повторений каждого упражнения.

                Мероприятия ДОУ, направленные на работу с детьми – инвалидами

п/п

Наименование мероприятий

Дата

Ответственный

1.

Участие     семей,     имеющих     детей-

инвалидов, в работе круглых столов, семинаров.

По  плану

    Макова Е.В.

2.

 Консультация с родителями на тему: «Совместная деятельность детского сада и семьи по оздоровлению детей»

октябрь

       Фельдшер ФАП

3.

Проведение индивидуальных занятий по

формированию коммуникативных навыков с детьми-инвалидами, испытывающими трудности в общении.

По плану

   Судакова Е.С.

4.

Консультация для педагогов«Формиро-

вание  навыков  самоконтроля  у детей  с нарушениями развития».

октябрь

   Макова Е.В

5.

Участие детей-инвалидов в

утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду

По плану

   Судакова Е.С.

6.

Консультация    для    педагогов    «Эколого-оздоровительная работа с детьми — инвалидами».

 февраль

  Макова Е.В.

7.

Проведение подвижных игр малой и средней подвижности.

В течение года

   Судакова Е.С.

8.

Консультация  для родителей  «Подвижные   игры  в

коррекционной педагогике».

март

  Судакова Е.С.

9.

Родительское собрание.

Тема: «Обучение

и воспитание детей – инвалидов».

май

   Макова Е.В.

               Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ

№ п/п

содержание

Периодичность выполнения

Ответственные

Время

 1.

Определение оптимальной нагрузки на ребенка- инвалида, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей .

1 раз в год, внесение дополнений по необходимости

Судакова Е.С.

В течение года

2. 

Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, игры -забавы.

Ежедневно несколько раз в день

Судакова Е.С.

В течение года

    4   3.

Дыхательная гимнастика в игровой форме.

3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна

Судакова Е.С.

В течение года

   7.   4.

Ароматизация помещений (чесночные бусы).

В течение дня ежедневно

Судакова Е.С.

Рубцова Н.В.

Октябрь-ноябрь

    8    5.

Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая  сезону года).

Ежедневно

Судакова Е.С.

В течение года

          6.

Прогулки на воздухе

2 раза в день

Судакова Е.С.

В течение года

          7.

Хождение босиком по траве

Ежедневно

Судакова Е.С.

Июль – август

          8.

Хождение босиком по массажным коврикам

Ежедневно после дневного сна

Судакова Е.С.

В течение года

         9.

Обширное умывание

Ежедневно после дневного сна

Судакова Е.С.

В течение года

 14.    10.

Игры с водой

Во время прогулки, во время занятий

Судакова Е.С.

Июнь-август

 15.    11.

Полоскание зева кипяченой теплой водой

После каждого приема пищи

Судакова Е.С.

Рубцова Н.В.

В течение года

          Здоровьесберегающие педагогические технологии

Формы работы

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственные

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Физкультурные минутки

Во время ОД 1,5-2 минуты во время ОД.

Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику.

Судакова Е.С.

Динамические паузы (двигательные разрядки)

Во время занятий и между занятиями  2-5 минут по мере утомляемости ребёнка — инвалида

На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации.

Судакова Е.С.

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке;

в группе- со средней степенью подвижности, ежедневно.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту ребёнка. Используются только элементы спортивных игр.

 Судакова Е.С.

Пальчиковая гимнастика

ежедневно

 Проводится в любой отрезок времени.

Судакова Е.С.

Упражнения после сна, массажные дорожки

После сна

ежедневно

Комплексы физических упражнений в группе.

Судакова Е.С.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки,

Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога

Судакова Е.С.

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы

Проветривание помещения

Судакова Е.С.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятия

Три раза в неделю:

2- в спортивном зале,

1- на улице

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад.

Судакова Е.С.

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музыкальном и зале.

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями .

Судакова Е.С.

Индивидуальная подготовка ребёнка – инвалида к физкультурным досугам и праздникам.

Один раз в квартал (праздник), один раз в месяц (досуг). 

В соответствии с программой.

 Судакова Е.С.

Коррекционные технологии

Элементы
арттерапии

Игры – занятия с использованием арттерапевтических техник.

Использование элементов арттерапии в режимных моментах (прогулка, занятия, игры).

Судакова Е.С.

Психогимнастика

ежедневно

Проводится по методике Е.А. Алябьевой,

М.И. Чистяковой.

Судакова Е.С.

Элементы
сказкотерапии

2 раза в неделю

Коррекция мотивационно-личностной сферы.

Судакова Е.С.

Игровые упражнения в уголке сенсорики.

1 раз в неделю

Игровые упражнения

Судакова Е.С.

                                   Предполагаемые конечные результаты:

Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка-инвалида.

Достижения положительных результатов в коррекционной и оздоровительной работе.

Обогащение  предметно-развивающей среды  ДОУ и укрепление материально-технической  базы.

                              Материально –техническое обеспечение.

     Особое место при создании условий в ДОУ для детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития.  С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.

         По программе «Дети-инвалиды», приобретается следующее лечебное,   коррекционное и развивающее оборудование и пособия:

  1. – спортивный  инвентарь;
  1. — коррекционные пособия и игры;
  1. — картотека методической и специальной литературы

                                   Список использованной литературы:

1 Семья глазами психолога: Сборник методик. — М.,1995год.

 2.Берёзин Ф.М., Мирошников Н.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. — М.,1984год

 3.Капустин Н.Л. Педагогические технологии адаптивной школы. М. 1999 год.

4.  Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под. ред. Тонковой-Ямпольской Р.В. М., 1980

5.Педагогический контроль в процессе воспитания. Под ред. Степанова Е.Н. М. «Сфера». 2006 год.

 6.Плинер Я.Г. и Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе.

«Педагогический

поиск». М. 2000 год.

 7.Селевко Г.К. Современная, образовательная технологии. М. 1998 год.

 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968 год.

9. Матвеева С.В., Херодинов Б.И. Здоровый ребёнок. Физическое воспитание и врачебный контроль. – СПб., 1999.

10. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров.

11.Оздоровление детей в условиях детского сада/ под ред. Л.В.Кочетковой.

М.:ТЦ Сфера, 2005

Источник

Занятия по физической культуре, как одна из форм организации, в рамках реализации образовательной программы по физическому воспитанию детей – инвалидов, с диагнозом сахарный диабет.

Юлкина И.А.

г.п. Фёдоровский. Сургутский район, Тюменская область, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка».

Далеко на севере, есть большой и интересный детский сад общеразвивающего вида «Умка». Двери детского сада открыты для всех детей дошкольного возраста. Наряду со здоровыми детьми в наш детский сад посещают и особые дети, дети – инвалиды с диагнозом сахарный диабет, в возрасте 4-5 лет, то есть дети среднего возраста. В наше время проблема сахарного диабета очень актуальна. Эта проблема волнует не только родителей, но и специалистов дошкольных организаций, так как с каждым годом таких детей все больше и больше.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН , 1975) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. [2]

В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида» / «инвалидности», которое было связано с потерей трудоспособности. При такой постановке вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». [3]

Сахарный диабет — одно из наиболее распространенных заболеваний, связанное с нарушением углеводного обмена из-за недостаточности выработки инсулина поджелудочной железой. [1]

Заболевание классифицируют на сахарный диабет 1 типа и сахарный диабет 2 типа.1 тип, его еще называют инсулинозависимый. Возникает из-за нарушений функциональности поджелудочной железы. 2 тип или инсулинонезависимый. Симптоматика, как правило, смазанная, развитие заболевания постепенное, так как выработка инсулина не прекращается, но его количество явно недостаточно для нормального функционирования организма. [1]

Работа с детьми-инвалидами, с диагнозом – сахарный диабет, требует от нас, от педагогов – инструкторов по физической культуре специального образования. Мы должны уметь распознавать симптомы гипогликемии и знать принципы оказания первой помощи.

Инструктора по физической культуре нашего дошкольного учреждения работают совместно с другими специалистами дошкольного учреждения. Как только такие дети появились в группе, старшая медсестра, знакомит нас, с особыми детьми. Сообщает диагноз, определяет, что можно и нельзя таким детям. Психолог образовательного учреждения сообщает о том, какие особенности соответствуют тому или иному ребенку. Среди детей-инвалидов также имеются «лидеры» и «изгои». В целом такие дети отличаются высокой культурой личности. Однако некоторые дети могут вести себя агрессивно. Та злоба, которая исходит от них, выражает их боль, испуг и страх.

Прежде чем начать работу с особыми детьми каждый специалист, в том числе и инструктор по физкультуре проводит мониторинг, и после его обработки составляет индивидуальный маршрут по физическому развитию ребенка. При дальнейшем знакомстве, с такими детьми, нам инструкторам по физической культуре важно поднять самооценку детей. Мы узнаем, чем они интересуется, какие игры они любят играть, любят ли они бегать, прыгать, отбивать мяч и прыгать на скакалке.

Наши дети с компенсированным сахарным диабетом посещают занятия физкультурой в составе своей группы, но перед началом занятий и после них следует убедиться, что ребенок не только успел переодеться, но и мы должны успеть определить уровень сахара и при необходимости дать ему покушать, то, что разрешила медицинская сестра.

Занятия проходят сразу после завтрака или с интервалом 15 минут, после него. Занятия по физической культуре проводятся три раза в неделю, по двадцать минут, два занятия в зале и одно на улице. Освобождать детей с сахарным диабетом от занятий по физкультуре нецелесообразно, потому что лишение возможности наравне с другими детьми заниматься физкультурой, может способствовать формированию у ребенка чувства неполноценности.

Наши особые дети, посещают занятия по физической культуре, вместе со здоровыми детьми, потому что – это лучший способ показать ему, что он ничем не отличается от остальных детей, но он на занятиях постоянно нуждается в нашей помощи. Мы знаем, что дополнительная физическая нагрузка способствует снижению сахара в крови. Это может стать причиной гипогликемии, если у ребенка все же возникло состояние «гипо» инструктор всегда должен быть готов принять необходимые меры, вызвать медицинскую сестру дошкольного учреждения.

Если с ребенком во время занятия происходит, какие то, изменения в поведении, например пошатывания или ведет себя как- то странно (это проявление гипоглекемии), мы ему оказываем помощь. После того как ребенок что- нибудь, по рекомендации медицинский сестры, съест или выпьет, его состояние нормализуется.

Детям на занятиях по физической культуре должно быть, прежде всего, интересно, так как мы знаем, что положительный эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению любого запланированного материала.

Учитывая, то, что с детьми 4-5 лет, занятия по физическому развитию проходят в игровой форме, мы в нее включаем считалки, поговорки, загадки, которые способствуют развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только отгадать, но и показать.
Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Так же, выполняя, такие движения у детей развиваются, такие физические качеств – как ловкость, быстрота движений, гибкость, выносливость.

С учетом всего перечисленного, мы проводим большую предварительную работу, с детьми – инвалидами. Мы с ними заранее разучиваем подражательные движения, как ходит лиса во время подвижный игры «Зайка и лиса». Какая она добрая или злая. Дети мимикой и жестами показывают и изображают лису. То есть дети – инвалиды выполняют пассивную роль во время игры, т.е. роль лисы. Если, здоровые дети во время игры бегают по всему залу, выполняют различные виды прыжков, как зайки, в это время, ребенок инвалид (из-за быстрой утомляемости) отдыхает в норке. На слова «лиса идет» он выходит из норки и догоняет детей. Таким образом, ребенок – инвалид, он и с детьми играет, и в тоже время он отдыхает, то есть выполняет минимум движений.

Добрая сказка в жизни ребенка занимает огромное место, так как дети познают и узнают мир не только умом, но и сердцем вместе героями из сказки.

Это способствует повышению настроения во время выполнения общеразвивающих упражнений и выполнению основных видов движений во время занятий по физической культуре. Детям очень нравится сказка «Волк и семеро козлят». Все дети, превратившись в козлят, выполняют прыжки на двух ножках с продвижением вперед, а в это время, ребенок – инвалид, наблюдает за «козлятами», как они выполняют прыжки, так как у него главная роль «поймать козленка», который не успел убежать за черту, то есть в домик. Звучит сигнал «волк идет», ребенок ловит детей. Так же мы проводим сюжетно – игровые занятия, которое строится на целостной сюжетно- игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Это занятия состоит из разных видов основных движений и общеразвивающих упражнений имитационного характера. Такие как «Лисичка на арене цирка», «Дети – спортсмены», «Звери в зоопарке». Во время занятий по физической культуре мы проводим так же игры – имитации. Дети – инвалиды, представляют себя в различных образах: зверей, предметов и игрушек. Например, «Я – юла», то есть ребенок выполняет, повороты налево и направо. Дети – инвалиды, на таких занятиях, наравне с другими детьми получают много радости и развиваются физически, то есть у них развивается координация движений, согласованность движений рук и ног во время ходьбы и бега, развиваются физические качества такие как: ловкость, выносливость, быстрота движений. Но все это под чутким руководством инструктора по физической культуре, то есть он все время рядом и следить за самочувствием ребенка. Очень часто мы инструктора по физической культуре проводим занятия не только внутри своей группы, но и любим, ходить в гости, то есть, проводим занятия с другими группами такого, же возраста. Дети- инвалиды, вместе с детьми другой группы водят хоровод, соревнуются в беге в заданном темпе, и направлении.

Мы инструкторы по физической культуре, на своих на занятиях по физическому развитию обеспечиваем освоение детьми программы, их разностороннее развитие с учетом их особенностей, потребностей и социальной адаптации.

Литература

  1. Андрианова Е. А., Шапошникова Т. Д. «Дети с сахарным диабетом в школе». – Информация для преподавательского состава средних школ.

  2. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред . А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.

  3. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. – №1. – С. 3-10.

  4. Международный образовательный портал, www.MAAM.RU

5

Источник