Роль фельдшера в профилактике сахарного диабета

Роль фельдшера в профилактике сахарного диабета thumbnail

ГАПОУ РБ Уфимский медицинский колледж

Курсовая работа
ПМ. 04 Профилактическая деятельность
МДК. 04.01 Профилактика заболеваний и санитарно-
гигиеническое образование населения
«Роль фельдшера в профилактике сахарного диабета»

Студент Алексеева А.М.
Оценка выполнения и защитыкурсовой работы _____________
Руководитель Галимова М.Р.
25.10.2014 г.
Уфа, 2014

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Клиническое описания сахарного диабета как одного из самых распространенных заболеваний в мире.
1.1 Общие сведения о сахарномдиабете…………………………………………..5
1.2 Классификация сахарного диабета…………………………………………..6
1.3. Этиология и патогенез……..…………………………………………………9 1.4. Предрасполагающие факторы в развитии сахарного диабета……………11
1.5.Клиническая картина сахарного диабета…………………………………..13
1.6 Диагностика и лечение сахарного диабета…………………………………16
Глава II. Роль фельдшера в профилактике сахарного диабета.
2.1 Планирование питания присахарном диабете 2-го типа ……………….17 2.2 Физические нагрузки при сахарном диабете………………………………20
2.3Диетотерапия…………………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………………………………..25
Литература…………………………………………………………………………….26
Приложение 1………………………………………………………………………..27
Приложение 2…………………………………………………………………………27
Приложение3………………………………………………………………………..29

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы:
Сахарный диабет является актуальной медико-социальной проблемой современности, которая по распространенности и заболеваемости имеет все черты эпидемии, охватывающей большинство экономически развитых стран мира. В настоящее время, по данным ВОЗ, в мире уже насчитывается более 175 миллионов больных, их количество неуклонно растет и к 2025 году достигнет 300миллионов. Россия в этом плане не является исключением. Проблеме борьбы с сахарным диабетом должное внимание уделяется Министерствами здравоохранения всех стран. Во многих странах мира, включая Россию, разработаны соответствующие программы, предусматривающие раннее выявление сахарного диабета, лечение и профилактику сосудистых осложнений, которые и являются причиной ранней инвалидизации и высокой летальности,наблюдаемой при этом заболевании.
Борьба с сахарным диабетом и его осложнениями зависит не только от согласованной работы всех звеньев специализированной медицинской службы, но и от самих больных, без участия которых не могут быть достигнуты целевые задачи по компенсации углеводного обмена при сахарном диабете, а его нарушение и вызывает развитие сосудистых осложнений. Хорошо известно, чтопроблема успешно может быть решена только тогда, когда все известно о причинах, стадиях и механизмах ее появления и развития.
Прогресс клинической медицины во второй половине XXI века позволил значительно лучше понять причины развития сахарного диабета и его осложнений, а также существенно облегчить страдания больных. Благодаря внедрению в повседневную практику неинвазивных методов амбулаторного определенияуровня гликемии удалось достичь ее тщательного контроля; в то же время прогресс в изучении гипогликемии и обучение пациентов позволили снизить риск ее развития. Разработка шприц-ручек (полуавтоматических инъекторов инсулина), а позднее и «инсулиновых насосов» (устройств для непрерывного подкожного введения инсулина) способствовала значительному улучшению качества жизни пациентов, вынужденных всюжизнь нести тяжкое бремя сахарного диабета.

Цель исследования:
Изучение роли фельдшера в профилактике сахарного диабета.
Задачи:
Для достижения данной цели исследования необходимо изучить:
— этиологию и предрасполагающие факторы сахарного диабета;
— клиническую картину и особенности…

Источник

Сахарный диабет (СД) относится к широко распространенным, т.е. эпидемиологическим заболеваниям. СД может поразить человека любого возраста, в любой точке мира, независимо от цвета кожи, социального статуса. Среди заболеваний эндокринной системы по частоте встречаемости СД занимает первое место. Распространенность СД в разных странах составляет от 4 до 7%. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2014г. СД страдали примерно 371 миллион человек во всем мире. По прогнозам, это число к 2030г. возрастет до 552 миллионов. В настоящее время проблема СД становится особенно актуальной для России. По данным Государственного регистра больных сахарным диабетом в Российской Федерации на 2014г было зарегистрировано более 3,7 млн. пациентов.

Осложнения СД приводят к ранней инвалидизации и потере трудоспособности больных. Так, при СД инфаркт миокарда встречается в 4-5 раз чаще, чем у лиц без диабета, инсульт — в 4 раза чаще. Кроме того, 15% всех слепых на Землеэто больные СД. А 50% нетравматической ампутации ног производится у больных с СД, в результате развития синдрома диабетической стопы. Более того, 30% нуждающихся в гемодиализе, вследствие развившейся хронической почечной недостаточности — больные СД.

Также последствия СД являются причиной высокой смертности больных и серьезно угрожают жизни пациента. Одной из наиболее частых причин, приводящих к летальному исходу является развитие острых осложнений. Например, смертность при кетоацидотической коме составляет 5-15%. Летальность при развитии гиперосмолярной комы составляет около 30%, а при запоздалой диагностике и/или наличии тяжелой сопутствующей патологии погибает 60-70% пациентов. А при развитии гипогликемической комы погибает 3-4% больных СД.

Актуальность темы заключается в том, что острые паталогические состояния требуют неотложной терапии на как можно более ранних этапах, к тому же развиваются хронические осложнения, что не менее важно учитывать. Здесь, я считаю, и формируется главная проблема. Люди, больные СД не начинают своевременную профилактику возможных осложнений этого заболевания, и это приводит к необратимым последствиям.

Объект исследования — роль фельдшера при сахарном диабете.

Предмет изучения — роль фельдшера в профилактике осложнений сахарного диабета.

Цель исследования — изучить особенности клинического течения осложнений СД, алгоритмы скорой и неотложной помощи при СД. Показать, что прогноз состояний при СД зависит от максимально ранней диагностики данных состояний, качественной профилактики, объема и своевременного оказания скорой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Задачи:

  • 1. подбор и изучение научной учебной литературы, нормативно-правовых, информационных и методических материалов по теме;
  • 2. обработка собранной информации;
  • 3. уточнение основных понятий исследования;
  • 4. анализ практического опыта по изученной теме;
  • 5. обобщение и формирование выводов.

Методы исследования:

  • * изучение литературных источников;
  • * анализ литературных источников;
  • * сравнительный метод;
  • * метод наблюдения;
  • * метод обобщения.

Практическое значение курсовой работы:

Изучение этиологии и патогенеза неотложных состояний при СД позволит своевременно диагностировать развитие острых осложнений и незамедлительно оказать необходимый объем медицинской помощи на ДГЭ. Правильный уход за ногами, постоянный контроль сахара в крови продлит больным жизнь и облегчит её.

Источник

Ïîíÿòèå, âèäû è ïðè÷èíû ñàõàðíîãî äèàáåòà, êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû. Ðîëü ó÷àñòêîâîãî ôåëüäøåðà â ôîðìèðîâàíèè àëãîðèòìà âåäåíèÿ è ïîñòðîåíèÿ îáðàçà æèçíè áîëüíîãî ñàõàðíûì äèàáåòîì. Ðåêîìåíäàöèè ïàöèåíòó ïî äèåòè÷åñêîìó ïèòàíèþ, ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, ãèãèåíå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Òàêèì îáðàçîì, ðàáîòà ó÷àñòêîâîãî ôåëüäøåðà ïî ôîðìèðîâàíèþ îáðàçà æèçíè áîëüíîãî ñàõàðíûì äèàáåòîì äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ ñâîåâðåìåííî è ñèñòåìàòè÷åñêè è ïðåæäå âñåãî, äîëæíà áûòü íàïðàâëåíà íà çàèíòåðåñîâàííîñòü è æåëàíèå ñàìîãî ïàöèåíòà èçìåíèòü ñòèëü æèçíè ïðè äàííîì çàáîëåâàíèè.

Çàêëþ÷åíèå

 çàêëþ÷åíèå ïðîâåäåííîé ðàáîòû ìû ñäåëàëè êðàòêèå âûâîäû.

Ïðè íàïèñàíèè ðàáîòû èçó÷èëè íîðìàòèâíûå äîêóìåíòû — ïðèêàçû Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ ÐÔ, à òàê æå ñòàòüè èç ìåäèöèíñêèõ æóðíàëîâ, ó÷åáíèêè, ó÷åáíûå ïîñîáèÿ, èíòåðíåò èñòî÷íèêè ïî òåìå èññëåäîâàíèÿ.

Èçó÷èâ íîðìàòèâíûå èñòî÷íèêè ìû óçíàëè, ÷òî ó÷àñòêîâûé ôåëüäøåð îòíîñèòñÿ ê êàòåãîðèè ñðåäíåãî ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà. Ñîäåðæàíèå ðàáîòû ó÷àñòêîâîãî ôåëüäøåðà ÷åòêî ðåãëàìåíòèðîâàíî â äîëæíîñòíîé èíñòðóêöèè â ñîîòâåòñòâèå ñ êîòîðîé ôóíêöèè åãî ðàçíîîáðàçíû.

Èçó÷èâ ëèòåðàòóðó ïî òåìå èññëåäîâàíèÿ, ìû óçíàëè, ÷òî ñàõàðíûé äèàáåò — òÿæåëîå è ðàñïðîñòðàíåííîå çàáîëåâàíèå ñðåäè íàñåëåíèÿ.  ïåðåâîäå ñ ãðå÷åñêîãî ñëîâî «äèàáåò» îçíà÷àåò «èñòå÷åíèå» è, ñëåäîâàòåëüíî, âûðàæåíèå «ñàõàðíûé äèàáåò» áóêâàëüíî çíà÷èò «òåðÿþùèé ñàõàð». Ýòî îòðàæàåò îñíîâíîé ïðèçíàê çàáîëåâàíèÿ — ïîòåðþ ñàõàðà ñ ìî÷îé. Ñàõàðíûé äèàáåò — êëèíè÷åñêèé ñèíäðîì õðîíè÷åñêîé ãèïåðãëèêåìèè è ãëþêîçóðèè, îáóñëîâëåííûé àáñîëþòíîé èëè îòíîñèòåëüíîé èíñóëèíîâîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ, êîòîðàÿ ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ âñåõ âèäîâ îáìåíà âåùåñòâ.

Ôîðìèðîâàíèå ó÷àñòêîâûì ôåëüäøåðîì îáðàçà æèçíè ïàöèåíòà, ñòðàäàþùåãî ñàõàðíûì äèàáåòîì, ïðåäóñìàòðèâàåò ñëåäóþùèå ìåðîïðèÿòèÿ:

— ðåêîìåíäàöèè ïî äèåòè÷åñêîìó ïèòàíèþ: ïðèíöèïû ïèòàíèÿ, ïîäñ÷åò êàëîðèéíîñòè ïèòàíèÿ;

— ðåêîìåíäàöèè ïî óõîäó çà ïîëîñòüþ ðòà, êîæíûìè ïîêðîâàìè, ñòîïàìè íîã;

— îáó÷åíèå ïðèåìó ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, ïîñòàíîâêå èíúåêöèé èíñóëèíà, ñàìîïîìîùè ïðè íåîòëîæíûõ ñîñòîÿíèÿõ;

— îáó÷åíèå ìåòîäàì ñàìîêîíòðîëÿ óðîâíÿ ãëèêåìèè: ïîëüçîâàòüñÿ ïðèáîðîì-ãëþêîìåòðîì äëÿ îïðåäåëåíèÿ óðîâíÿ ñàõàðà â êðîâè, âåäåíèå «Äíåâíèêà áîëüíî ñàõàðíûì äèàáåòîì»;

— ïðîâåäåíèå ñàíèòàðíî-ïðîñâåòèòåëüñêîé ðàáîòû ïî ïðåäóïðåæäåíèþ îñëîæíåíèé çàáîëåâàíèÿ, ïîäáîðó ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, âûáîðå ïðîôåññèîíàëüíîé òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè, ïî áîðüáå ñ òàáàêîêóðåíèåì, î çíà÷åíèè äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, ïðè ïðàâèëüíîì ïîäõîäå ó÷àñòêîâîãî ôåëüäøåðà ê îðãàíèçàöèè ðàáîòû ïî ôîðìèðîâàíèþ îáðàçà æèçíè, ïàöèåíò ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì ìîæåò áûòü ïîëíîöåííî âêëþ÷åí âî âñå ñôåðû æèçíè.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû è èñòî÷íèêîâ

Íîðìàòèâíûå àêòû

1. Îá îñíîâàõ îõðàíû çäîðîâüÿ ãðàæäàí â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè / Ôåäåðàëüíûé Çàêîí Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 21 íîÿáðÿ 2011 ¹323 // Ðîñ. Ãàçåòà.- 2011. — 23 íîÿáðÿ.

2. Îá óòâåðæäåíèè Ïîðÿäêà îêàçàíèÿ ìåäèöèíñêîé ïîìîùè âçðîñëîìó íàñåëåíèþ ïî ïðîôèëþ «ýíäîêðèíîëîãèÿ» / Ïðèêàç Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ ÐÔ îò 12 íîÿáðÿ 2012 ã. ¹889í // Ðîñ. Ãàçåòà.- 2013. — 11 àïðåëÿ.

3. Îá óòâåðæäåíèè íîìåíêëàòóðû äîëæíîñòåé ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ è ôàðìàöåâòè÷åñêèõ ðàáîòíèêîâ / Ïðèêàç Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ Ðîññèè îò 20 äåêàáðÿ 2012 ã. ¹1183í // Ðîñ. Ãàçåòà.- 2013 — 27 ìàðòà.

4. Îá óòâåðæäåíèè Ïîðÿäêà âîçëîæåíèÿ íà ôåëüäøåðà, àêóøåðêó ðóêîâîäèòåëåì ìåäèöèíñêîé îðãàíèçàöèè ïðè îðãàíèçàöèè îêàçàíèÿ ïåðâè÷íîé ìåäèêî-ñàíèòàðíîé ïîìîùè è ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè îòäåëüíûõ ôóíêöèé ëå÷àùåãî âðà÷à ïî íåïîñðåäñòâåííîìó îêàçàíèþ ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïàöèåíòó â ïåðèîä íàáëþäåíèÿ çà íèì è åãî ëå÷åíèÿ, â òîì ÷èñëå ïî íàçíà÷åíèþ è ïðèìåíåíèþ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, âêëþ÷àÿ íàðêîòè÷åñêèå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû è ïñèõîòðîïíûå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû / Ïðèêàç Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ÐÔ îò 23 ìàðòà 2012 ã. ¹252í // Èíôîðìàöèîííî-ïðàâîâîé ïîðòàë Ãàðàíò.ðó

5. Îá óòâåðæäåíèè Åäèíîãî êâàëèôèêàöèîííîãî ñïðàâî÷íèêà äîëæíîñòåé ðóêîâîäèòåëåé, ñïåöèàëèñòîâ è ñëóæàùèõ, ðàçäåë «Êâàëèôèêàöèîííûå õàðàêòåðèñòèêè äîëæíîñòåé ðàáîòíèêîâ â ñôåðå çäðàâîîõðàíåíèÿ» / Ïðèêàç Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 23 èþëÿ 2010 ã. ¹541í // Ðîñ. Ãàçåòà.- 2010 — 27 ñåíòÿáðÿ.

6. Î ðàçâèòèè äèàáåòîëîãè÷åñêîé ïîìîùè íàñåëåíèþ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè / Ïðèêàç Ìèíçäðàâà ÐÔ îò 16 èþëÿ 2001 ã. ¹267 // Ýëåêòðîííûé ôîíä ïðàâîâîé è íîðìàòèâíî-òåõíè÷åñêîé äîêóìåíòàöèè

7. Îá óíèôèöèðîâàííûõ ïðîãðàììàõ è íàãëÿäíûõ ïîñîáèÿõ äëÿ øêîë ïî îáó÷åíèþ áîëüíûõ ñàõàðíûì äèàáåòîì / Ïðèêàç Ìèíçäðàâà ÐÔ îò 06 ìàÿ1997 ¹135 // Ýëåêòðîííûé ôîíä ïðàâîâîé è íîðìàòèâíî-òåõíè÷åñêîé äîêóìåíòàöèè.

Îñíîâíàÿ ëèòåðàòóðà

8. Áàëàáîëêèí, Ì.È. Ïîëíîöåííàÿ æèçíü ïðè äèàáåòå / Ì.È. Áàëàáîëêèí. — Ì.: Èçä-âî «Óíèâåðñóì Ïàáëèøèíã», 2014. — 112 ñ.

9. Âåðòêèí, À.Ë. Ñàõàðíûé äèàáåò. Ðóêîâîäñòâî äëÿ ïðàêòè÷åñêèõ âðà÷åé / À.Ë. Âåðòêèí. — Ì.: Ýêñìî, 2015. — 207 ñ.

10. Çîçóëÿ, Î.À. Äèàáåòè÷åñêàÿ ïîëèíåéðîïàòèÿ (ýòèîïàòîãåíåç, êëèíèêà, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå) / Ë.À. Äçÿê, Î.À. Çîçóëÿ // Ðóññêèé ìåäèöèíñêèé æóðíàë. — 2014. — ¹6. — Ñ. 7-10.

11. Íå÷àåâà, Ã.È. Îñíîâû äèàáåòè÷åñêîãî ïèòàíèÿ / Ã.È. Íå÷àåâà // Ëå÷àùèé âðà÷. — 2014. — ¹9. — Ñ. 28-34.

12. Ñêâîðöîâ, Â.Â. Êëèíè÷åñêàÿ ýíäîêðèíîëîãèÿ. Êðàòêèé êóðñ / Â.Â. Ñêâîðöîâ, À.Â.Òóìàðåíêî. — Ì.: Èçäàòåëüñòâî: ÑïåöËèò, 2015. — 188 ñ.

13. Øèøêîâà, Þ.À. Ðàöèîíàëüíûé è ýìîöèîíàëüíûé êîìïîíåíòû îòíîøåíèÿ ê áîëåçíè ïàöèåíòîâ ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì: âçàèìîñâÿçü ñ ïñèõîëîãè÷åñêèì áëàãîïîëó÷èåì / Þ.À. Øèøêîâà // Ñàõàðíûé äèàáåò. — 2014. — ¹3. — Ñ. 60-69.

Äîïîëíèòåëüíàÿ ëèòåðàòóðà

14. Áî÷êîâ, Í.Ï. Ñïðàâî÷íèê âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè / Í.Ï. Áî÷êîâ, Â.À. Íàñîíîâà è äð. — Ì.: Èçä-âî ÝÊÑÌÎ-Ïðåññ, 2012. —  2 òîìàõ. Ò 2. — 992 ñ.

15. Îñîâåö, Í.È. Íè äíÿ áåç ôèçêóëüòóðû / Í.È. Îñîâåö // Æèçíü ñ äèàáåòîì. — 2011. — ¹48. — Ñ. 45-46.

16. Ðóêîâîäñòâî ïî êëèíè÷åñêîé ýíäîêðèíîëîãèè / ïîä ðåä. Ñòàðêîâîé Í.Ò. — ÑÏá.: Ïèòåð, 2012. — 544 ñ.

17. Ñòàöåíêî, Ì.Å. Ñàõàðíûé äèàáåò: ó÷åá. ïîñîáèå / Ì.Å. Ñòàöåíêî. — Âîëãîãðàä: Èçä-âî ÂîëÃó, 2012. — 64 ñ.

18. Òðèøèí, Ë.Ê. Äèàáåòè÷åñêàÿ ñòîïà: ïðîôèëàêòèêà è óõîä / Ë.Ê. Òðèøèí // Æèçíü ñ äèàáåòîì. — 2013. — ¹47. — Ñ. 23-24.

Èíòåðíåò èñòî÷íèêè

19. Âîçëîæåíèå ôóíêöèé ëå÷àùåãî âðà÷à íà ñðåäíèé ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë: [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] / Ïîðòàë èíôîðìàöèîííîé ïîääåðæêè ñïåöèàëèñòîâ ËÏÓ.

20. Äîëæíîñòíàÿ èíñòðóêöèÿ ôåëüäøåðà: [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] / Ñîîáùåñòâî HR-ìåíåäæåðîâ. Äîëæíîñòíûå èíñòðóêöèè

21. Îáðàç æèçíè ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå: [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] / Ïðî ñàõàðíûé äèàáåò.

22. Îñëîæíåíèÿ ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå: [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] / Ìåäèöèíñêèé âåñòíèê.

Ãëîññàðèé

Àíòðîïîìåòðèÿ — ýòî ìåòîä èçìåðåíèÿ òåëà ÷åëîâåêà.

Áåñåäà — ìåòîä ïîëó÷åíèÿ èíôîðìàöèè íà îñíîâå âåðáàëüíîé êîììóíèêàöèè.

Áîëåçíü — ýòî íàðóøåíèå íîðìàëüíîé æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà, âîçíèêàþùåå ïîä äåéñòâèåì âðåäíûõ äëÿ íåãî ôàêòîðîâ.

Ãèïîãëèêåìèÿ — ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì ñîäåðæàíèå ñàõàðà (ãëþêîçû) â êðîâè íèæå íîðìû.

Ãëþêîìåòð — ýòî ïðèáîð äëÿ èçìåðåíèå óðîâíÿ ãëþêîçû â êðîâè.

Äèàáåòè÷åñêàÿ íåéðîïàòèÿ — ðàññòðîéñòâà íåðâíîé ñèñòåìû, ñâÿçàííûå ñ ïîðàæåíèåì ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå ìàëûõ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ.

Äèàáåòè÷åñêàÿ íåôðîïàòèÿ — ýòî ïîðàæåíèå ïî÷åê, ðàçâèâàþùååñÿ âñëåäñòâèå ñàõàðíîãî äèàáåòà.

Äèàáåòè÷åñêàÿ ðåòèíîïàòèÿ ýòî âûñîêîñïåöèôè÷åñêîå ïîðàæåíèå ñîñóäîâ ñåò÷àòêè, â ðàâíîé ñòåïåíè õàðàêòåðíîå êàê äëÿ èíñóëèíçàâèñèìîãî, òàê è äëÿ èíñóëèííåçàâèñèìîãî äèàáåòà.

Äèñëèïèäåìèÿ — ýòî íàðóøåíèå æèðîâîãî îáìåíà, êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå èçìåíåíèÿ êîëè÷åñòâà è ñîîòíîøåíèÿ ñîäåðæàùèõñÿ â êðîâè ëèïèäîâ (æèðîâ è æèðîïîäîáíûõ âåùåñòâ) è ëèïîïðîòåèäîâ (áåëêîâî-ëèïèäíûõ êîìïëåêñîâ)

Äèñïàíñåðèçàöèÿ — àêòèâíîå äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå çà ñîñòîÿíèåì çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ, âêëþ÷àþùåå êîìïëåêñ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ, äèàãíîñòè÷åñêèõ è ëå÷åáíî-îçäîðîâèòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé.

Çäîðîâûé îáðàç æèçíè —ýòî îáðàç æèçíè ÷åëîâåêà, íàïðàâëåííûé íà ïðîôèëàêòèêó áîëåçíåé è óêðåïëåíèå çäîðîâüÿ.

Èíâàëèäèçàöèÿ — ñëåäñòâèå èëè èñõîä òÿæåëûõ çàáîëåâàíèé.

Èíúåêöèÿ — ââåäåíèå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ èëè äðóãèõ æèäêîñòåé âíóòðü òåëà ïðè ïîìîùè øïðèöà.

Èíñóëèí — ãîðìîí ïåïòèäíîé ïðèðîäû, îáðàçóåòñÿ â áåòà-êëåòêàõ îñòðîâêîâ Ëàíãåðãàíñà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

Ëèïîòðîïíûå âåùåñòâà — ýòî âåùåñòâà, ñïîñîáñòâóþùèå óñêîðåíèþ ðàñïàäà æèðîâ âî âðåìÿ îáìåíà âåùåñòâ â îðãàíèçìå.

Îáó÷åíèå — ïðîöåññ öåëåíàïðàâëåííîé ïåðåäà÷è îáùåñòâåííî-èñòîðè÷åñêîãî îïûòà, îðãàíèçàöèÿ ôîðìèðîâàíèÿ çíàíèé, óìåíèé, íàâûêîâ.

Ïàöèåíò — ÷åëîâåê (èíäèâèä), êîòîðûé íóæäàåòñÿ â ñåñòðèíñêîì (ìåäèöèíñêîì) óõîäå è ïîëó÷àåò åãî.

Ïðîôèëàêòèêà (ìåäèöèíñêàÿ) — êîìïëåêñ ìåð, íàïðàâëåííûõ íà ïðåäóïðåæäåíèå âîçíèêíîâåíèÿ è âîçäåéñòâèÿ ôàêòîðîâ ðèñêà ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèé.

Ñèìïòîìû (ãðå÷. symptoma — ñîâïàäåíèå, ñëó÷àé) — ïðèçíàêè, âûÿâëÿåìûå âðà÷îì ïðè îáñëåäîâàíèè áîëüíîãî è èñïîëüçóåìûå èì äëÿ óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà è îïðåäåëåíèÿ ïðîãíîçà òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ.

Ôåëüäøåð — ñïåöèàëèñò ñî ñðåäíèì ñïåöèàëüíûì ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì, êîòîðûé èìååò ïðàâî ïðîâîäèòü äèàãíîñòèêó (óñòàíàâëèâàòü äèàãíîç), ïðîâîäèòü ñàìîñòîÿòåëüíîå ëå÷åíèå èëè íàïðàâëÿòü ïàöèåíòà ê âðà÷ó-ñïåöèàëèñòó.

Ïðèëîæåíèå 1

Äîëæíîñòíàÿ èíñòðóêöèÿ ó÷àñòêîâîãî ôåëüäøåðà

I. Îáùèå ïîëîæåíèÿ

1. Ôåëüäøåð îòíîñèòñÿ ê êàòåãîðèè ñïåöèàëèñòîâ.

2. Íà äîëæíîñòü ó÷àñòêîâîãî ôåëüäøåðà íàçíà÷àåòñÿ ëèöî, èìåþùåå ñðåäíåå ìåäèöèíñêîå îáðàçîâàíèå ïî ñïåöèàëüíîñòè «Ëå÷åáíîå äåëî» è êâàëèôèêàöèîííóþ êàòåãîðèþ.

3. Íàçíà÷åíèå íà äîëæíîñòü ôåëüäøåðà è îñâîáîæäåíèå îò íåå ïðîèçâîäèòñÿ ïðèêàçîì ðóêîâîäèòåëÿ ó÷ðåæäåíèÿ.

4. Ôåëüäøåð äîëæåí çíàòü:

4.1 Çàêîíû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è èíûå íîðìàòèâíûå ïðàâîâûå àêòû ïî âîïðîñàì çäðàâîîõðàíåíèÿ.

4.2 Ñòðóêòóðó, îñíîâíûå àñïåêòû äåÿòåëüíîñòè ëå÷åáíî- è ñàíèòàðíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé.

4.3 Îðãàíèçàöèþ ìåäèöèíñêîé, ìåäèêî-ñîöèàëüíîé ïîìîùè íàñåëåíèþ, îñíîâû ãåðîíòîëîãèè è ãåðèàòðèè.

4.4 Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà.

4.5 Ìåäèöèíñêóþ ýòèêó è äåîíòîëîãèþ; ïñèõîëîãèþ ïðîôåññèîíàëüíîãî îáùåíèÿ.

4.6 Ñòàòèñòèêó çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ.

4.7 Îñíîâû âàëåîëîãèè è ñàíîëîãèè; ìåòîäû è ñðåäñòâà ñàíèòàðíîãî ïðîñâåùåíèÿ.

4.8 Êðàåâóþ ïàòîëîãèþ.

4.9 Îñíîâû ïðîôïàòîëîãèè.

4.10 Ïðè÷èíû, ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, ìåòîäû äèàãíîñòèêè, îñëîæíåíèÿ, ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèé è òðàâì.

4.11 Îñíîâû îðãàíèçàöèè ìåäèöèíñêîé è ñîöèàëüíîé ðåàáèëèòàöèè; âèäû, ôîðìû è ìåòîäû ðåàáèëèòàöèè.

4.12 Ôàðìàêîêèíåòèêó, ôàðìàêîäèíàìèêó îñíîâíûõ ãðóïï ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ, õàðàêòåð âçàèìîäåéñòâèÿ, îñëîæíåíèÿ ïðèìåíåíèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ; îðãàíèçàöèþ ëåêàðñòâåííîãî îáåñïå÷åíèÿ, íîðìàòèâíûå äîêóìåíòû, ðåãëàìåíòèðóþùèå ôàðìàöåâòè÷åñêèé ïîðÿäîê â ìåäèöèíñêîì ó÷ðåæäåíèè.

4.13 Îñíîâíûå è äîïîëíèòåëüíûå ìåòîäû îáñëåäîâàíèÿ.

4.14 Îñíîâû äèñïàíñåðèçàöèè, ñîöèàëüíóþ çíà÷èìîñòü çàáîëåâàíèé.

4.15 Îñíîâû äèåòîëîãèè.

4.16 Ñèñòåìó èíôåêöèîííîãî êîíòðîëÿ, èíôåêöèîííîé áåçîïàñíîñòè ïàöèåíòîâ è ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà ìåäèöèíñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ.

4.17 Ñèñòåìó âçàèìîäåéñòâèÿ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ ñ ó÷ðåæäåíèÿìè ñàíèòàðíî-ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî ïðîôèëÿ.

4.18 Ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ â ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ î÷àãà èíôåêöèè. Èììóíîïðîôèëàêòèêó.

4.19 Ôóíêöèîíàëüíûå îáÿçàííîñòè, ïðàâà è îòâåòñòâåííîñòü ñðåäíåãî è ìëàäøåãî ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà.

4.20 Ïðàâèëà òåõíèêè áåçîïàñíîñòè ïðè ðàáîòå ñ ìåäèöèíñêèìè èíñòðóìåíòàìè è îáîðóäîâàíèåì.

4.21 Çàêîíîäàòåëüñòâî î òðóäå.

4.22 Ïðàâèëà âíóòðåííåãî òðóäîâîãî ðàñïîðÿäêà.

4.23 Ïðàâèëà è íîðìû îõðàíû òðóäà, òåõíèêè áåçîïàñíîñòè, ïðîèçâîäñòâåííîé ñàíèòàðèè è ïðîòèâîïîæàðíîé çàùèòû.

II. Äîëæíîñòíûå îáÿçàííîñòè

Ôåëüäøåð:

1. Îñóùåñòâëÿåò ïðèåì ïàöèåíòîâ, çíàêîìèò èõ ñ ïðàâèëàìè âíóòðåííåãî ðàñïîðÿäêà è íàçíà÷åííîãî ðåæèìà â îòäåëåíèè è êîíòðîëèðóåò èõ âûïîëíåíèå.

2. Îáåñïå÷èâàåò èíôåêöèîííóþ áåçîïàñíîñòü (ñîáëþäàåò ïðàâèëà ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêîãî è ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêîãî ðåæèìà, àñåïòèêè, ïðàâèëüíî õðàíèò, îáðàáàòûâàåò, ñòåðèëèçóåò è èñïîëüçóåò èçäåëèÿ ìåäèöèíñêîãî íàçíà÷åíèÿ) äëÿ ïàöèåíòà è ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà.

3. Îñóùåñòâëÿåò âñå ýòàïû ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè óõîäå çà ïàöèåíòàìè (ïåðâè÷íóþ îöåíêó ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà, èíòåðïðåòàöèþ ïîëó÷åííûõ äàííûõ, ïëàíèðîâàíèå óõîäà ñîâìåñòíî ñ ïàöèåíòîì, èòîãîâàÿ îöåíêà äîñòèãíóòîãî).

4. Ñâîåâðåìåííî è êà÷åñòâåííî âûïîëíÿåò ïðîôèëàêòè÷åñêèå è ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ìàíèïóëÿöèè è ïðîöåäóðû ñàìîñòîÿòåëüíî èëè íàçíà÷åííûå âðà÷îì.

5. Àññèñòèðóåò ïðè ïðîâåäåíèè âðà÷îì ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêèõ ìàíèïóëÿöèé è ìàëûõ îïåðàöèé â àìáóëàòîðíûõ è ñòàöèîíàðíûõ óñëîâèÿõ èëè ïðîâîäèò èõ ñàìîñòîÿòåëüíî â ïðåäåëàõ ñâîåé êîìïåòåíöèè.

6. Îêàçûâàåò íåîòëîæíóþ äîâðà÷åáíóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü ïðè îñòðûõ çàáîëåâàíèÿõ, íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àÿõ è ðàçëè÷íûõ âèäàõ êàòàñòðîô ñ ïîñëåäóþùèì âûçîâîì âðà÷à ê ïàöèåíòó èëè íàïðàâëåíèåì åãî â áëèæàéøåå ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêîå ó÷ðåæäåíèå.

7. Ñîîáùàåò âðà÷ó èëè çàâåäóþùåìó, à â èõ îòñóòñòâèå äåæóðíîìó âðà÷ó î âñåõ îáíàðóæåííûõ òÿæåëûõ îñëîæíåíèÿõ è çàáîëåâàíèÿõ ïàöèåíòîâ, îñëîæíåíèÿõ, âîçíèêøèõ â ðåçóëüòàòå ïðîâåäåíèÿ ìåäèöèíñêèõ ìàíèïóëÿöèé èëè â ñëó÷àÿõ íàðóøåíèÿ âíóòðåííåãî ðàñïîðÿäêà, âûõîäÿùèõ çà ïðåäåëû åãî êîìïåòåíöèè.

8. Ïðîâîäèò ïðîñòåéøèå ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ (ìî÷è íà áåëîê, ñàõàð, îïðåäåëåíèå ãåìîãëîáèíà è ñêîðîñòè îñåäàíèÿ ýðèòðîöèòîâ — ÑÎÝ) è îöåíèâàåò èõ ðåçóëüòàòû.

9. Ââîäèò ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, ïðîòèâîøîêîâûå ñðåäñòâà (ïðè àíàôèëàêòè÷åñêîì øîêå) áîëüíûì ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì (ïðè íåâîçìîæíîñòè ñâîåâðåìåííîãî ïðèáûòèÿ âðà÷à ê ïàöèåíòó) â ñîîòâåòñòâèè ñ óñòàíîâëåííûì ïîðÿäêîì äåéñòâèé ïðè îïðåäåëåííûõ ñîñòîÿíèÿõ áîëüíîãî.

10.  ïðèñóòñòâèè âðà÷à è ïîä åãî êîíòðîëåì ïðîèçâîäèò ïåðåëèâàíèå êðîâè è íàçíà÷åííóþ âðà÷îì èíôóçèîííóþ òåðàïèþ.

11. Ïðèìåíÿåò êîíñåðâàòèâíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ áîëüíûõ, ïðîâîäèò ëå÷åáíûå ïðîöåäóðû.

12. Îïðåäåëÿåò ïîêàçàíèÿ äëÿ ãîñïèòàëèçàöèè, îðãàíèçîâûâàåò òðàíñïîðòèðîâàíèå áîëüíûõ è ïîñòðàäàâøèõ.

13. Ïðîâîäèò ýêñïåðòèçó âðåìåííîé íåòðóäîñïîñîáíîñòè ïàöèåíòà èëè ëèöà, îñóùåñòâëÿþùåãî óõîä çà áîëüíûì.

14. Íàçíà÷àåò ñîîòâåòñòâóþùåå ëå÷åíèå, âûïèñûâàåò ðåöåïòû íà ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ñ èñïîëüçîâàíèåì ñïðàâî÷íîé ëèòåðàòóðû.

15. Îðãàíèçóåò ëå÷åíèå è ìåäèöèíñêèé óõîä íà äîìó.

16. Îñóùåñòâëÿåò îðãàíèçàöèþ è ïðîâåäåíèå äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ çà ðàçëè÷íûìè ãðóïïàìè íàñåëåíèÿ (äåòüìè, ïîäðîñòêàìè, áåðåìåííûìè æåíùèíàìè, ó÷àñòíèêàìè è èíâàëèäàìè âîéí, ïàöèåíòàìè, ïåðåíåñøèìè îñòðûå çàáîëåâàíèÿ, ïàöèåíòàìè, ñòðàäàþùèìè õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, ïð.).

17. Îðãàíèçóåò è ïðîâîäèò ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ â î÷àãå èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ.

18. Îðãàíèçóåò è ïðîèçâîäèò ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðèâèâêè äåòÿì è âçðîñëûì.

19. Îáåñïå÷èâàòü ïðàâèëüíîå õðàíåíèå, ó÷åò è ñïèñàíèå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, ñîáëþäåíèå ïðàâèë ïðèåìà ëåêàðñòâ ïàöèåíòàìè.

20. Ïðîâîäèò îòáîð ìàòåðèàëà äëÿ áàêòåðèîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé â ñîîòâåòñòâèè ñ çàáîëåâàíèåì èëè íàçíà÷åíèÿìè âðà÷à.

21. Îáó÷àåò ÷ëåíîâ ñåìüè îðãàíèçàöèè áåçîïàñíîé ñðåäû äëÿ ïàöèåíòà. Îñóùåñòâëÿåò óõîä è îáó÷åíèå ÷ëåíîâ ñåìüè â ïåðèîä áîëåçíè è ðåàáèëèòàöèè ïàöèåíòà.

22. Ðàçúÿñíÿåò ïàöèåíòó ñïîñîáû è ïîðÿäîê ïîäãîòîâêè ê ëàáîðàòîðíûì, èíñòðóìåíòàëüíûì è àïïàðàòíûì èññëåäîâàíèÿì.

23. Âåäåò óòâåðæäåííóþ ìåäèöèíñêóþ ó÷åòíî-îò÷åòíóþ äîêóìåíòàöèþ.

24. Ïðîâîäèò ñàíèòàðíî-ïðîñâåòèòåëüíóþ ðàáîòó ïî óêðåïëåíèþ çäîðîâüÿ è ïðîôèëàêòèêå çàáîëåâàíèé, ïðîïàãàíäå çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè.

III. Ïðàâà

Ôåëüäøåð èìååò ïðàâî:

1. Ïîëó÷àòü èíôîðìàöèþ, íåîáõîäèìóþ äëÿ ÷åòêîãî âûïîëíåíèÿ ñâîèõ ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé.

2. Âíîñèòü ïðåäëîæåíèÿ ïî ñîâåðøåíñòâîâàíèþ ðàáîòû è îðãàíèçàöèè ñåñòðèíñêîãî äåëà â ó÷ðåæäåíèè.

3. Òðåáîâàòü îò ðóêîâîäèòåëÿ ó÷ðåæäåíèÿ, ñòàðøåé ìåäèöèíñêîé ñåñòðû îòäåëåíèÿ îáåñïå÷åíèÿ ïîñòà (ðàáî÷åãî ìåñòà) îáîðóäîâàíèåì, îñíàùåíèåì, èíñòðóìåíòàðèåì, ïðåäìåòàìè óõîäà è ò.ä., íåîáõîäèìîãî äëÿ êà÷åñòâåííîãî âûïîëíåíèÿ ñâîèõ ôóíêöèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé.

4. Ïîâûøàòü êâàëèôèêàöèþ, ïðîõîäèòü àòòåñòàöèþ (ïåðåàòòåñòàöèþ) ñ öåëüþ ïðèñâîåíèÿ êâàëèôèêàöèîííûõ êàòåãîðèé.

5. Ó÷àñòâîâàòü â ðàáîòå ïðîôåññèîíàëüíûõ àññîöèàöèé ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð è äðóãèõ îáùåñòâåííûõ îðãàíèçàöèé, íå çàïðåùåííûõ çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

IV. Îòâåòñòâåííîñòü

Ôåëüäøåð íåñåò îòâåòñòâåííîñòü:

1. Çà íåíàäëåæàùåå èñïîëíåíèå èëè íåèñïîëíåíèå ñâîèõ äîëæíîñòíûõ îáÿçàííîñòåé, ïðåäóñìîòðåííûõ íàñòîÿùåé äîëæíîñòíîé èíñòðóêöèåé — â ïðåäåëàõ, îïðåäåëåííûõ äåéñòâóþùèì òðóäîâûì çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

2. Çà ïðàâîíàðóøåíèÿ, ñîâåðøåííûå â ïðîöåññå îñóùåñòâëåíèÿ ñâîåé äåÿòåëüíîñòè — â ïðåäåëàõ, îïðåäåëåííûõ äåéñòâóþùèì àäìèíèñòðàòèâíûì, óãîëîâíûì è ãðàæäàíñêèì çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

3. Çà ïðè÷èíåíèå ìàòåðèàëüíîãî óùåðáà — â ïðåäåëàõ, îïðåäåëåííûõ äåéñòâóþùèì òðóäîâûì è ãðàæäàíñêèì çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

*Èñòî÷íèê: [20]

Ïðèëîæåíèå 2

Äèåòà ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå

Äèåòà «Ñòîë ¹9» ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ ëþäåé ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì ëåãêîé è ñðåäíåé ôîðìû. Âðà÷è — äèåòîëîãè ïðåäëàãàþò ñïåöèàëüíóþ ñèñòåìó ïèòàíèÿ, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé äëÿ âñåõ áîëüíûõ äèàáåòîì. Äèåòà 9 ïîìîãàåò îïðåäåëèòü ìàêñèìàëüíî ðàçðåøåííîå êîëè÷åñòâî óãëåâîäîâ, êîòîðîå áóäåò îïòèìàëüíûì äëÿ êàæäîãî ÷åëîâåêà ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå.  ñëó÷àå íàëè÷èÿ äèàáåòà 2 òèïà, äèåòà 9 ìîæåò èñïîëüçîâàòüñÿ íà ïîñòîÿííîé åæåäíåâíîé îñíîâå â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî âðåìåíè

Äèåòà 9 ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïèòàíèå ñ íèçêîé ýíåðãåòè÷åñêîé öåííîñòüþ. Ñîãëàñíî ïðèíöèïó äèåòû ðåêîìåíäîâàíî íîðìàëüíîå óïîòðåáëåíèåì áåëêîâ, îãðàíè÷åíèå æèðîâ è çíà÷èòåëüíîå îãðàíè÷åíèå óãëåâîäîâ. Èç ðàöèîíà ïèòàíèÿ èñêëþ÷àåòñÿ ñàõàð, ñîëü è õîëåñòåðèí.

Ðàçðåøåííûå è çàïðåùåííûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ ïðè äèàáåòå

Ýòî, ïîæàëóé, ïåðâûé è ñàìûé îñòðûé âîïðîñ äëÿ âñåõ äèàáåòèêîâ. Ðàçðåøåííûå è çàïðåùåííûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ ïðè äèàáåòå, ïðèâåäåííûå â ýòîé ñòàòüå, íîñÿò ëèøü ðåêîìåíäàòåëüíûé õàðàêòåð. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ïîëíûé è áîëåå òî÷íûé ñïèñîê ñìîæåò îïðåäåëèòü òîëüêî âðà÷.

Ïðîäóêòû ïèòàíèÿ ïðè äèàáåòå — «çåëåíûé» ñòîë-ëèñò:

— ãðèáíûå è îâîùíûå ñóïû, ñâåêîëüíèê, îêðîøêà, íåæèðíûå ðûáíûå áóëüîíû;

— íåæèðíàÿ ãîâÿäèíà, òåëÿòèíà, ìÿñî êðîëèêà, êóðèöà;

— ðæàíîé è ïøåíè÷íûé õëåá, õëåá ñ îòðóáÿìè, ïøåíè÷íûé õëåá èç âòîðîãî ñîðòà ìóêè;

— íåæèðíûå ñîðòà ðûá ìîæíî â îòâàðíîì èëè çàïå÷åííîì âèäå, â æàðåíîì âèäå äîïóñêàåòñÿ â ðåäêèõ ñëó÷àÿõ. Êîíñåðâû, òîëüêî åñëè ðûáà â ñîáñòâåííîì ñîêó;

— íåæèðíûé ñûð, îáåçæèðåííîå ìîëîêî, êèñëîìîëî÷íûå ïðîäóêòû, éîãóðò;

— ÿéöà äî 2 øòóê â íåäåëþ, è òîëüêî áåëêîâóþ ÷àñòü. Æåëòêè — îãðàíè÷èòü;

— ïøåííàÿ, ÿ÷íåâàÿ, ãðå÷íåâàÿ, îâñÿíàÿ è ïåðëîâàÿ êðóïû;

— ñàëàòíûå ëèñòüÿ, òûêâà, îãóðöû, ïîìèäîðû, êàáà÷êè, êàïóñòà è áàêëàæàíû, îâîùè ìîæíî óïîòðåáëÿòü âàðåíîì è çàïå÷åííîì âèäå, ïðè âîçìîæíîñòè, â ñûðîì âèäå áóäåò ïðåäïî÷òèòåëüíî, êàðòîôåëü â ïðåäåëàõ íîðìû óãëåâîäîâ â äåíü;

— ôðóêòû è ÿãîäû íî íå ñëàäêèõ ñîðòîâ, íàïðèìåð ÿáëîêè, ãðåéïôðóò, æåëå, êîìïîòû, êîíôåòû íà ñîðáèòå èëè ñàõàðèíå;

— ÷àé, ñîêè è îâîùíîé, ôðóêòîâûé èëè ÿãîäíûé (èç êèñëûõ ñîðòîâ) îòâàðû.

Ïðîäóêòû ïèòàíèÿ ïðè äèàáåòå — «êðàñíûé» ñòîë-ëèñò:

— æèðíûå ìÿñíûå áóëüîíû;

— æèðíûå ñîðòà ìÿñà — ñâèíèíà, óòêà, áàðàíèíà, ãóñü, ðàçíûå êîï÷åíîñòè è êîëáàñû, ñàëî;

— ïèðîãè, áóëî÷êè è ïå÷åíüå, ïîëíîñòüþ èñêëþ÷èòü èçäåëèÿ èç ñäîáíîãî è ñëîåíîãî òåñòà;

— æèðíûå ñîðòà ðûá, ëþáàÿ ðûáà â ñîëåíîì è êîï÷åíîì âèäå, ðûáíûå êîíñåðâû â ìàñëå, èêðà;

— âñå âèäû ñîëåíûõ ñûðîâ, òâîðîã è ñëàäêèå òâîðîæêè, ñëèâêè ëþáîé æèðíîñòè, ñëèâî÷íîå ìàñëî;

— áåëûé ðèñ, ìàííóþ êðóïó è ìàêàðîííûå èçäåëèÿ;

— ñîëåíûå è ìàðèíîâàííûå îâîùè, ãîðîõ, áîáû;

— çåìëÿíèêà, âèíîãðàä, èíæèð, áàíàíû, ôèíèêè, ñàõàð, âàðåíüå, êîíôåòû;

— âèíîãðàäíûé, ïåðñèêîâûé, è äðóãèå ñîêè ñ áîëüøèì ñîäåðæàíèåì ãëþêîçû, ëèìîíàäû íà ñàõàðå, ãàçèðîâàííûå íàïèòêè.

*Èñòî÷íèê: [11, ñ.28]

Ïðèëîæåíèå 3

Äíåâíèê ñàìîêîíòðîëÿ áîëüíûõ ñàõàðíûì äèàáåòîì

*Èñòî÷íèê: [7]

Ðàçìåùåíî íà allbest.ru

Источник