Сахарный диабет и компьютерные игры

Сахарный диабет и компьютерные игры thumbnail

Сахарный диабет 1 типа — это болезнь молодого возраста, ее еще называют ювенильным диабетом.Заболеванию подвержены люди в возрасте до 35 лет. Различают причины ювенильного диабета 1a предположительно вирусного характера, проявляющиеся только в детском возрасте, и причины ювенильного диабета 1b (наиболее распространенные) — выявляются антитела к инсулоцитам, происходит снижение или прекращение выработки инсулина поджелудочной железой. На данный тип  приходится 1,5–2 % всех случаев диабета.

Ювенильный диабет является заболеванием с наследственной предрасположенностью, но вклад генотипа в развитие заболевания невелик. Он возникает у детей при больной матери с вероятностью 1–2 %, отце — 3–6 %, брате или сестре — 6 %. Наличие сахарного диабета 2 типа у членов семьи первой степени родства тоже увеличивает риск появления диабета 1 типа. Если у человека с наследственной предрасположенностью в организм попадет вирус, инфекционное заболевание спровоцирует развитие антител к бета-клеткам. В итоге клетки, образующие инсулин, будут гибнуть. Но «коварство» диабета в том, что признаки заболевания появятся не сразу — сначала должно быть уничтожено более 80 % β-клеток, что может произойти за несколько месяцев или за несколько лет. В результате у многих пациентов сразу наблюдается абсолютная недостаточность инсулина.

Как правило, заболевание развивается по следующему сценарию:

  • Наличие генетической предрасположенности к сахарному диабету.
  • Разрушение β-клеток (клетки островков Лангерганса) поджелудочной железы. Гибель клеток может иметь аутоиммунную природу или начаться под влиянием факторов внешней среды, к примеру, после попадания вирусных инфекций в организм. Такими агентами могут быть цитомегаловирус, краснуха, корь, вирус Коксаки B, ветряная оспа, вирусы эпидемического паротита. Известны также токсические вещества, избирательно поражающие бета-клетки и индуцирующие аутоиммунную реакцию.
  • Психоэмоциональный стресс. Встречаются случаи внезапно развивающегося диабета после сильного стресса. Стрессовые ситуации являются провокаторами для обострения различных хронических заболеваний и действия вирусов.
  • Воспалительная реакция в островках поджелудочной железы, называемая «инсулитом».
  • Трансформация β-клеток иммунной системой, поскольку они стали восприниматься как чужеродные.
  • Отторжение островков поджелудочной железы, появляются цитотоксические антитела.
  • Разрушение β-клеток и появление явных признаков диабета.

Сахарный диабет 1 типа имеет выраженную симптоматику и протекает довольно остро, характеризуется прогрессивным ухудшением состояния больного в отсутствии лечения. Обычно пациенты могут точно назвать период возникновения первых симптомов. Сахарный диабет I типа характеризуется жаждой, частым и обильным мочеиспусканием, иногда более 6 литров в сутки, сухостью во рту, общей слабостью, быстрой утомляемостью, кожным зудом, зудом в промежности, неутолимым голодом и потерей веса. Довольно частыми симптомами также считают раздражительность, боль в области сердца, в икроножных мышцах, головную боль, нарушение сна. При обследовании обнаруживают сахар в моче, повышение глюкозы в крови и дефицит инсулина. Причем уровень инсулина в плазме может быть настолько низким, что даже не определится. При клинически выраженном диабете показатель сахара крови натощак составляет >120 мг/дл или >6,7 ммоль/л, а показатель сахара крови через 2 часа после основной еды — более >180 мг/дл или >10 ммоль/л. Отмечается быстрое ухудшение самочувствия и сильное обезвоживание организма. Если вовремя не назначить препараты инсулина, у пациента может развиться диабетическая кома.

Болезнь опасна развитием осложнений: инсульт, инфаркт, поражение глаз вплоть до слепоты, поражение почек с развитием почечной недостаточности, диабетическая стопа с исходом в гангрену и потерю конечности, мышечная атрофия, остеопороз и др.

Терапия инсулином необходима при первых же симптомах диабета 1 типа. Стоит отметить, что бывают случаи полной нормализации обмена веществ с помощью препаратов инсулина. То есть сахарный диабет 1 типа при своевременном выявлении и назначении инсулина может ремиссировать. Однако даже в таких случаях полное выздоровление невозможно. В настоящее время сахарный диабет относится к неизлечимым заболеваниям. Основным методом его лечения является только соблюдение определенной диеты и регулярное введение в организм инсулина. Если диабет уже развился, то восстановить β-клетки невозможно. Пересадку поджелудочной железы и клеток, вырабатывающих инсулин, пытаются проводить, но пока безуспешно.

К сожалению, еще не существует формы инсулина, которая не разрушалась бы под воздействием желудочного сока, попав в желудок через рот. Поэтому инсулинотерапию проводят инъекционным методом или подшиванием инсулиновой помпы. Помимо традиционных шприцев для введения инсулина, существуют инъекционные устройства в виде ручек, позволяющие легко и удобно делать инъекции инсулина.

При этом применяются препараты инсулина следующих типов:

  • промежуточного срока действия
  • быстродействующие
  • долгодействующие

Выбор оптимального препарата, а также подбор дозировки и количества инъекций должен делать эндокринолог.

Большинство пациентов, получающих препараты инсулина, сами контролируют свое состояние, проводя самоконтроль уровня сахара в крови. Это важно, поскольку главное в лечении диабета 1 типа — стремиться к постоянной концентрации глюкозы в крови. Чтобы поддерживать уровень гликемии на определенной отметке, необходимо руководствоваться некоторыми правилами при подборе дозировки инсулина:

  • После приема пищи глюкозы в крови становится больше, а значит необходимо большее количество инсулина.
  • Перед дополнительной физической активностью дозировку снижают.
  • С утра наблюдается феномен «зари» — резкое повышение уровня глюкозы в крови.

Достичь нормогликемии возможно не только с помощью варьирования доз инсулина, но и соблюдая постоянный учет потребляемых калорий. Исходя из идеальной массы тела, необходимо рассчитать свою норму белков, жиров и углеводов и составить сбалансированную диету.

Есть определенные правила, которые должен соблюдать пациент с диабетом данного типа:

  • исключить переедание
  • четко контролировать количество потребляемых сахара, алкоголя и жиров
  • в ежедневном рационе обязательно должны быть овощи
  • если потребляете хлеб, то выбирайте продукт только муки грубого помола или с отрубями
  • порции, съедаемые за раз, должны быть небольшими
  • количество приемов пищи в день — 5–6 раз
  • обязательно придерживаться установленного режима питания, нельзя пропускать прием пищи

Сахар, варенье, конфеты и другие быстровсасывающиеся углеводы исключаются полностью, так как они провоцируют резкий скачок уровня глюкозы в крови. Их рекомендуют употреблять только во время приступа гипогликемии, в сочетании со «сложными» углеводами и клетчаткой.

«Сложные» углеводы содержатся в крупах, бобах, картофеле и других овощах. Для их усваивания требуется больше времени, что очень полезно для пациентов с сахарным диабетом 1 типа. Достаточное включение в пищевой рацион овощей, фруктов и ягод полезно, так как они содержат витамины и микроэлементы, богаты пищевыми волокнами и обеспечивают нормальный обмен веществ в организме. Но следует иметь ввиду, что в состав некоторых фруктов и ягод (чернослив, клубника и др.) входит много углеводов, поэтому их можно употреблять лишь с учетом суточного количества углеводов в диете.

Пищевая промышленность выпускает специальные сорта хлеба, печенья, бисквита, тортов, в которых легкоусвояемых углеводов содержится значительно меньше, чем обычно. Для удовлетворения вкусовых потребностей, а также отчасти в лечебных целях рекомендуется включение различных заменителей сахара. Употребление спиртных напитков должно быть резко ограничено или прекращено, так как алкоголь является высококалорийным напитком, а кроме того оказывает неблагоприятное влияние на функции всех органов и систем (в первую очередь на нервную систему).

Для нормализации уровня глюкозы в крови важно не только соблюдать режим питания, но и вести активный образ жизни. Любая физическая нагрузка улучшает кровообращение и снижает уровень сахара в крови:

  • при занятиях увеличивается чувствительность тканей организма к инсулину и скорость его всасывания
  • увеличивается потребление глюкозы без дополнительных порций инсулина
  • при регулярных тренировках стабилизируется нормогликемия гораздо быстрее

Физические упражнения сильно влияют на углеводный обмен, поэтому важно помнить, что во время тренировки организм активно использует запасы гликогена, поэтому после занятий может наблюдаться гипогликемия. Нельзя тренироваться при плохом самочувствии. Важно иметь при себе «простые» углеводы, к примеру, пару конфет.

Чтобы мышечные клетки поглощали глюкозу, инсулина в крови должно быть достаточно. Приступать к упражнениям стоит тогда, когда уровень сахара крови не ниже 5 ммоль/л и не выше 15 ммоль/л. Лучше выполнять физические нагрузки в присутствии тренера или в компании друзей, которые обладают знаниями о диабете и оказании помощи при гипогликемии.

Диабет 1 типа требует регулярных и дозированных тренировок. Внезапные интенсивные упражнения провоцируют дисбаланс уровня глюкозы в крови. Физической нагрузкой может считаться и прогулка быстрым шагом, и бег трусцой, и активная работа по дому, и поход на дискотеку. Идеальной физической нагрузкой является ходьба. Оптимальный режим физической активности — занятия 5 раз в неделю по 30 минут. Интенсивность занятий должна быть такой, чтобы частота пульса пациента достигала до 65 % от максимальной. Максимальная частота пульса вычисляется индивидуально по формуле: 220 минус возраст. При ходьбе не следует забывать о требованиях к обуви, которая не должна травмировать стопы. При наличии синдрома диабетической стопы следует обратить особе внимание на уход за ногами после физических упражнений.

Source: www.insulat.ru

Источник

Деловые игры, как метод активного обучения, в настоящее время находит широкое применение в учебном процессе.

Моделирование профессиональной деятельности, активное решении студентами конкретных клинических ситуаций позволяет продемонстрировать знания и умения, приобретенные на теоретических и практических занятиях.

Особенное большое значение игровой метод обучения имеет в педиатрии, где часто возникают ситуации, требующие быстрых, четких, умелых действий, где промедление в несколько минут может привести к тяжелейшим последствиям.

Отработка навыков оказания помощи при коматозных состояниях сначала в кабинете доклинической практики, а затем закрепление знаний и умений в палате интенсивной терапии детского стационара или отделении детской реанимации позволяет повысить уровень профессиональной подготовки выпускников медколледжа,

В ходе деловой игры студенты не только отрабатывают технику манипуляций, но учатся общению с родственниками больного ребёнка, самим ребёнком, после постигают на практике деонтологические аспекты взаимоотношений персонала, что является важным воспитательным моментом.

Выбор темы « Сахарный диабет у детей» для деловой игры обусловлен тем, что во всём мире в последнее время растёт забо-леваемость сахарным диабетом как среди взрослого населения, так и среди детей. У детей чаще всего встречаются впервые выявленный сахарный диабет и дети как правило поступают в стационар в прекоматозном или коматозном состоянии

. Однако, организация учебного процесса даже при 6 часовых практических занятиях не всегда позволяет студентам проследить в стационаре выведение ребёнка из прекоматозного и коматозного состояния Отрывочные же наблюдения за тем или иным периодом оказание помощи затрудняют восприятие процесса оказания помощи как единого процесса от начало до конца и, следовательно,

не способствуют выработке у студентов стойкой, стройной, последовательной системы оказания помощи. По той же самой причине студенты не могут анализировать ошибки, допущенные на предыдущих этапах лечения ребёнка и их последствии.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка деловой игры по теме « Сахарный диабет у детей»

КЕРЧЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. Г. ПЕТРОВОЙ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

«САХАРНЫЙ ДИАБЕТ.

ГИПЕРГЛИКЕМИЧЕСКАЯ КОМА У ДЕТЕЙ»

Преподаватель педиатрии Иванько Г.В.

https://freelance.ru/img/portfolio/big/191391.jpg

Рассмотрено предметной педиатрической цикловой комиссией

Протокол №_5___________

от «__17 декабря___»__2011 _______________

Председатель цикловой комиссии

__________________________Ефанова С.А.

I Актуализация темы.

Сахарный диабет относится к наиболее распространённой эндокринной патологии детского возраста. Поэтому каждая медицинская сестра должна уметь своевременно распознать это заболевание, уметь выявлять клинические признаки коматозных состояний и оказывать помощь, владеть методикой экспресс диагностики, знать основные правила хранения и ведения инсулина

Уметь обучить больного ребёнка и его родственников самостоятельному введению инсулина

ІІ. Учебные цели.

Учебные цели.

Уровни усвоения

1. Уметь: — собирать информацию;

— проводить физическое исследование ребёнка;

— анализировать полученную информацию;

— выявлять проблемы ребёнка;

— заполнять сестринскую историю болезни;

— составлять план сестринских вмешательств;

аШ

2. Осуществлять мотивированный уход при данной патологии.

аШ

3. Оказывать доврачебную помощь при гипергликемической коме.

аШ

ІІІ. Воспитательные цели.

1. Прививать любовь к избранной профессии.

2. Воспитывать чувство ответственности при выполнении зависимых и независимых действий медсестры.

3. Овладеть этическими и деонтологическими принципами общения с медицинским персоналом и родственниками больного ребёнка

IV Межпредметное интегрирование.

Дисциплины

Знать

Уметь

I Предшествующие.

1. Анатомия и физиология с основами

патологии.

АФО особенности эндокринной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительных систем. Кровь, ее свойства. АФО нервной системы

Подсчитывать пульс, дыхание, измерять А/Д, проводить пальпацию органов брюшной полости, определять группы крови, оценивать степень нарушения сознания.

2. Фармакология с

медицинской

терминологией и

рецептурой.

«Гормональные

препараты.»

Принципы действия, формы выпуска, способы введения, правила хранения.

Выписывать рецепты.

3. Гигиена. «Гигиена питания».

Диетические столы.

Составлять порционник, назначать питание соответственно тяжести.

4. Сестринское дело.

«способы

применения

лекарственных

веществ»

«организация ухода при заболеваниях эндокринной системы».

Правила выполнения инъекций, знать методику парентерального введения лекарственных веществ

Уметь проводить в/в, в/м и п/к инъекции.

Подключать капельницу, вводить инсулин, промывать желудок, проводить

высокое орошение

кишечника Выявлять проблемы ребёнка, составлять

план сестринских

вмешательств.

5. Основы общей и

медицинской

психологии.

«Психологические

особенности

больных.»

«Основные вопросы деонтологии.»

Вопросы этики и деонтологии при работе с больным ребёнком и его родственниками в каждом конкретном случае.

Вырабатывать тактику поведения с учётом психического состояния ребёнка и его родственников.

ІІ. Обеспечиваемые.

1. Медсестринство в реанимации. «Комы».

Знать информацию,

позволяющую

заподозрить

гипергликемическую

кому.

Уметь проводить независимые действия м/с на догоспитальном этапе.

2. Медсестринство в терапии.

«Сахарный диабет».

Знать информацию, позволяющую заподозрить сахарный диабет и кому.

Уметь оказывать доврачебную помощь, выявлять проблемы. Составлять план сестринских вмешательств.

V. Материальное оснащение.

Документация.

Предметы ухода

Медицинский инструментарий.

1.Индивидуальная карта развития р-ка.

1. Подкладной круг.

1. Зонд для промывания, катетеры, пробирки

2. Сестринская

история болезни.

2. Белье.

2. Иглы, шприцы для в/к, п/к, в/в, в/м введения.

3. План сестринских

вмешательств.

3. Клизмы.

3. Капельницы, капельница-дозатор.

4. История болезни (врачебная).

4. Ведро.

4. Биксы, пинцеты, лотки.

5. Лист интесивн ой

терапии.

5. Таз.

5. Банки с дез. раствором.

6. Бланки-направления

6. Банки для сбора мочи.

6. Стерильный материал, тесты.

7. Памятки.

7. Фартук клеёнчатый.

7. Медикаменты.

VI Действующие лица:

Мать ребёнка 5 лет.

Участковая медицинская сестра

Стажёр-медицинская сестра

Медицинские сестры приёмного отделения-3 человека

Медицинская сестра поста интенсивной терапии.

Процедурная медицинская сестра

Сценарий деловой игры.

Участковая медицинская сестра вместе с медсестрой стажёром пришла на патронаж к ребёнку 5 лет с целью пригласить в поликлинику для проведения реакции Манту. Мать попросила осмотреть ребёнка, так как считает, что он болен и рассказала легенду заболевания.

Участковая медицинская сестра выслушала мать. Собрала анамнез и начала проводить: физическое исследование ребёнка, выявлять проблемы ребёнка, составлять план сестринских вмешательств, решать психологические проблемы матери.

Стажёр — медицинская сестра проводит исследование крови на сахар, мочи на сахар и ацетон, анализирует полученные данные.

Медицинские сестры приёмного покоя принимают ребёнка, заполняют врачебную и сестринскую историю болезни, выполняют зависимые действия медсестры (см. эталон ответа) и транспортируют ребёнка в палату интенсивной терапии, где установлен индивидуальный пост.

Медицинская сестра индивидуального поста укладывает ребёнка, измеряет А/Д, проводит подсчёт пульса, дыхания, ведёт лист интенсивной терапии, по назначению врача вводит инсулин в/м.

Процедурная медицинская сестра выполняет: забор крови на биохимическое исследование и ставит капельницу, ведёт лист интенсивной терапии и документацию.

Критерии оценки.

Каждое задание оценивается максимально в десять баллов.

За каждую допущенную ошибку снимается один балл.

Бели при выполнении практического навыка было нарушение асептики и антисептики, практическое задание не засчитывается, т.е. студент получает ноль баллов.

VII Организационная структура деловой игры. «Сахарный диабет у детей».

N/N

Этапы деловой игры

Учебные цели в уровнях усвоения

Методы контроля и обучения.

Материалы

методического

обеспечения:

контроля

наглядности,

ТСО,

инструкции, т.п.

Время в мин.

Или % от общего времени занятия.

І

Организация деловой игры.

аШ

П.

Постановка учебных целей и их мотивация.

аШ

Ш.

Распределение ролей.

аШ

IV.

Основной этап.

Достационарная помощь при гипергликемической коме.

1.

Составление легенды заболевания.

аШ

Нетиповая задача

Задание №1

2.

Проведение физического исследование ребёнка

аШ

Профессион

альный

тренинг.

Задание №2,

тонометр,

фонендоскоп.

3.

Выявление проблем ребёнка

аШ

Профессион

альный

тренинг.

Сестринская

история

болезни.

4.

Составление плана

сестринских

вмешательств.

аШ

Профессион

альный

тренинг.

Задание №2, план

сестринских вмешательств.

5.

Сбор материала для лабораторных методов исследования.

аШ

Профессион

альный

тренинг.

Бланк

направления, тесты для определения сахара и ацетона в моче.

6.

Решение психологических проблем матери.

аШ

Беседа, Профессион альный тренинг.

Задание №4.

Стационарная помощь при гипергликемической коме

7.

Независимые и зависимые действия м/с приёмного покоя при

гипергликемической коме у детей.

аШ

Профессион

альный

тренинг.

Задание №4.

Истории

болезни, планы

сестринских

вмешательств,

зонд для

промывания.

шприцы, иглы, медикаменты.

8.

Организация ухода за больным ребёнком при гипергликемической коме в условиях стационара.

аШ

Профессион

альный

тренинг.

Задание №5. Предметы ухода, лист интенсивной терапии, шприцы, иглы.

9.

Зависимые действия м/с при

гипергликемической коме.

аШ

Профессион

альный

тренинг.

Задание №6. Капельницы, шприцы, иглы, пробирки.

Приложение №1

Эталоны ответов

п/п

Задание.

Эталон ответа

1.

Задание №1 (для матери больного ребёнка).

У вашего ребёнка впервые выявленный сахарный диабет, состояние прекомы.

Составьте легенды заболевания!

Легенда

Ольга Васильевна! (обращение к участковой медицинской сестре)

Я прошу Вас осмотреть моего Ванюшку. Я замучилась с ним. Месяц назад перенёс «свинку». После этого у него начались фурункулы. Я его сама лечила, прикладывала ихтиоловую мазь, мазь Вишневского. Но они не проходят. Похудел сильно, хотя до последнего времени ел очень хорошо. Последнюю неделю очень много пьёт и много мочится и даже ночью приходится поднимать его. Если вовремя не подниму, описается. Уже два дня какой-то вялый, тяжело и шумно дышит. Посмотрите, какой у него язык тёмно-красный, сухой, сам бледный, а щёки красные. И залах изо рта непонятный, напоминает залах гнилых яблок. Я хотела отвести его к врачу, но он сегодня вырван и жалуется, что живот болит. Я даже не знаю, к какому врачу его вести и что мне делать с ним.

2.

Задание №2 (для медицинской сестры участка).

Вы — участковая медицинская сестра. Пришли вместе со стажёром к ребёнку 5 лет Иванову Ивану пригласить его в прививочный кабинет для проведения реакции Манту. Мать считает, что ребёнок болен и просит осмотреть его.

1. Выслушать мать.

2. Осмотреть ребёнка

3. Поставить врачебный диагноз.

4. Заполнить сестринскую историю болезни.

5. Составить план сестринских вмешательств.

1. Провести физическое исследование ребёнка (по стандарту ).

2. Диагноз: сахарный диабет

Состояние прекомы.

3. Сестринская история болезни (прилагается).

4. План сестринских вмешательств:

— вызвать машину скорой помощи.

— уложить в устойчивом боковом положении.

— отменить кормление ребёнка

Водно-чайная пауза: щелочная минеральная вода, 2% раствор соды, оралит или регидрон по 1

ст.л. каждые 10-15 мин.

— подсчёт пульса, дыхания, измерение А/Д

— сбор мочи, для определения в моче сахара и ацетона методом тестов (по стандарту).

3.

Задание №3 (для стажёра медицинской сестры).

У ребёнка сахарный диабет, состояние прекомы

Проведите необходимые лабораторные исследования на догоспитальном этапе!

Подсчитать пульс, А/Д, ЧДД

1. Собрать мочу (по стандарту)

2. Определить в моче наличие сахара и ацетона методом теста (по стандарту)

3. Подсчитать пульс, А/Д, ЧДД. (по стандартам)

4.

Задание № 4 (для участковой

медицинской сестры)

Решите психологические проблемы

матери.

Беседа медицинской сестры с матерью.

Успокойтесь! Я думаю, что ухудшение состояния у ребёнка связано с заболеванием сахарным диабетом. Необходимо госпитализировать ребёнка в стационар для обследования и лечения. В стационаре ему окажут помощь в полном объёме, и он вновь будет здоровым. Если вы будете чётко выполнять все предписания врача, ребёнок будет расти и развиваться нормально.

Оказание помощи ребёнку в условиях стационара.

5.

Задание №5 (для медицинской сестры приёмного покоя).

На приёмный покой поступает ребёнок с диагнозом: сахарный диабет, впервые выявленный, состояние прекомы.

Действуйте!

1. Вызвать врача

2. Уложить ребёнка на кушетку в устойчивом боковом положении.

3. Приготовить всё для промывания желудка и высокого орошения кишечника.

4. Провести высокое орошение кишечника и промывание желудка по стандарту

5. Заполнить лицевую часть врачебной истории болезни.

6. Провести все необходимые анализы (по стандарту ).

7. Ввести в/в струйно 200 мл. изотонического раствора натрия хлорида

(по стандарту ).

6.

Задание №6 (для медицинской сестры поста интенсивной терапии). Поступает ребёнок 5 лет с диагнозом:

сахарный диабет, впервые выявленный, состояние прекомы. Действуйте!

1. Физическое исследование (по стандарту ).

2. Выявление проблем ребёнка.

3. Составление плана сестринских вмешательств:

— укладывание ребёнка в постель

— подсчёт пульса, измерение А/Д

— Уход за кожей и слизистыми оболочками.

— Учёт диуреза

— Ведение листа интенсивной терапии.

— Введение инсулина п/к (по стандарту )

.

7.

Задание № 7 (для процедурной медицинской сестры).

В отделение поступил ребёнок 5 лет с диагнозом:

сахарный диабет, впервые выявленный,

состояние прекомы.

Действуйте!

1. Забор крови из вены для биохимического исследования.

2. Подключить капельницу.

3. Провести инъекцию инсулина

Использованная литература.

1. Методические основы подготовки и проведения учебных занятий в медицинских вузах. В.Е. Милерян.

2. Довідник с медичноїдопомоги на догоспітальному етапі. Зозуля Г.Е.

3. Учебник «Педиатрия» Ежова ПС.

4. Общий уход за детьми. Мазурин А.В.

Источник