Школа здоровья профилактика сахарный диабет

В нашей поликлинике открыта «Школа сахарного диабета». Школа организована на базе поликлинического учреждения взрослого отделения.
Занятия в школе проходят под руководством врача-эндокринолога Натальи Александровны Виноградовой.
Количество людей, болеющих сахарным диабетом в России, на сегодняшний день насчитывает миллионы и довольно быстро прогрессирует. Каждые 12-15 лет количество пациентов, болеющих сахарным диабетом, удваивается.
Школа диабета — тот инструмент, который сегодня на «отлично» справляется со своей миссией: нести необходимую информацию для людей с сахарным диабетом. Обучение больных   со 2-м  типом сахарного диабета  — неотъемлемая  часть  лечения.                                
Главной целью Школы для больных сахарным диабетом является
 — проведение занятий для пациентов  по обучению их методам самоконтроля,
 — приспособлении назначенного лечения к индивидуальным условиям жизни,
 — предотвращению хронических и острых симптомов имеющегося заболевания
 — формирование  мотивации и новых психологических установок  с тем, чтобы  пациенты могли взять на себя часть ответственности за свое  заболевание,  т. е. изменение их поведение  в  отношении сахарного диабета.
Школа для больных сахарным диабетом на сегодняшний день является одной из самых популярных форм обучения для таких людей, одной из главных звеньев излечения и предотвращения усугубления состояния здоровья.
Для чего нужна школа сахарного диабета?
Зачастую врачам поликлиники не хватает времени для объяснения всех нюансов заболевания и пациент остается один на один со своими страхами и переживаниями. Чтобы научить человека жить с диабетом, вовремя распознавать тревожные симптомы, а также профилактировать осложнения на базе лечебных учреждений созданы школы сахарного диабета.
Именно профилактика осложнений и сопутствующих сахарному диабету патологических состояний является основной целью обучающей программы в школе пациентов-диабетиков.
К сожалению, мало кого сейчас удивишь тем, что сахарный диабет встречается все чаще. При огромном потоке информации все-таки грамотность тех, кто страдает сахарным диабетом некоторое время или только недавно узнал о своем диагнозе, оставляет желать лучшего. Для успешного преодоления трудностей, связанных с этим заболеванием, и повышения качества жизни и здоровья, от больных диабетом требуется, прежде всего, жесткая дисциплина в соблюдении всех рекомендаций лечащего врача, отдавать предпочтение здоровому образу жизни. В этом поможет школа здоровья для диабетика.
Какие знания получают посетители школы диабета?
На занятиях для больных даются знания о самом заболевании сахарным диабетом, осложнениях и их профилактике или сведению последствий таких заболеваний к минимальному уровню. Какие основные знания и помощь, необходимые для больных может предложить подобная школа? Обучение самоконтролю пациентов, больных сахарным диабетом, включает в себе:
1. ежедневный контроль уровня содержания сахара в крови и установление вашего индивидуального приемлемого уровня.
2. систематическая сдача крови на содержание сахара;
3. умение грамотно анализировать полученные результаты;
4. умение правильно отрегулировать количество доз инсулина, учитывая показания количества сахара в составе крови при разнообразных дневных ситуациях;
5. умение учитывать физическую активность наряду с режимом питания;
6. постоянный контроль за массой тела;
7. проверка АД.
8. коррекция или обучение навыкам правильного питания, оптимального именно для каждого пациента.
9. профилактика осложнений и управление стрессовыми ситуациями.
В чем сущность заболевания «сахарный диабет»?
Сахарный диабет как заболевание был знаком уже в древнем Египте в далеком 170 году до нашей эры. Но причина возникновения выяснилась всего лишь к окончанию прошлого века. И выявилась она при проведении экспериментальной операции по удалению у пса поджелудочной железы. Последствием такого медицинского вмешательства у прооперированного животного явилось развитие сахарного диабета.
По прошествии небольшого времени в 1921 году студенту и молодому лекарю медицинского факультета удалось из поджелудочной железы пса выделить субстанцию, при помощи которой в организме, точнее, в крови происходит понижение уровня сахара. Субстанция получила известное на сегодняшний день название — инсулин. Первый пациент, которому в 1922 году сделали инъекции препарата, прожил долгую полноценную жизнь.
Разновидности заболевания и их особенности
Всем уже известно, что диабет бывает двух типов: инсулинозависимый (первого типа) и инсулинонезависимый (второго типа).
Сахарный диабет — это неизменно увеличенный уровень сахара в составе крови. И такое определение далеко не случайность, так как все усугубления в организме пациента связаны прежде всего с завышенным уровнем сахара в крови. И умение пациента виртуозно распоряжаться своим самочувствием, удерживая сахар в крови на нормальном уровне, превратит болезнь из серьезного недомогания в особенный тип жизни, придерживаясь которого возможно избежать серьезных проблем со здоровьем.
Образ жизни, которого придется придерживаться больному человеку, прежде всего, зависит от установленного у него типа сахарного диабета.
Школа сахарного диабета: в чем ее преимущества для больного?
На нынешний день уже не подвергается сомнениям то, что без наличия у пациента грамотности достичь хороших результатов в профилактике без серьезных осложнений — задача просто нереальная. От ответственности и скрупулезности больного во многом зависит его состояние здоровья.
Занятия в школе диабета — передовое решение в профилактике и лечении сахарного диабета. Как правило, справляться самостоятельно с таким заболеванием достаточно сложно и проблематично, поскольку нужно владеть информацией, о том, каким образом подсчитать необходимое для введения количество инсулина и, главное, как избежать либо предотвратить возникшие вдруг осложнения.
Совершенно недостаточным оказывается получение сугубо теоретических знаний, большее значение все-таки отводится практическим навыкам, чем и занимаются специалисты таких школ. В группах содержится не более 8-10 человек, что позволяет заниматься в режиме индивидуального подхода к каждому больному.
Производить измерения возможно при помощи специализированных реактивных полосок прямо перед приемами инсулина. В большинстве случаев пациенты измеряют уровень сахара перед принятием пищи. Дополнительные измерения проводятся по надобности перед отходом ко сну и в случаях ухудшения самочувствия. Корректировать каждодневные дозы инсулина, соответствующие персональному режиму питания и типу жизни, возможно только при многократных измерениях наличия сахара в крови.
Немаловажной частью излечения является строжайшее соблюдение установленного правильного режима питания.
Пациенту просто жизненно необходимо уметь без ошибок высчитывать ХЕ (т.е. хлебную единицу), так как производить подсчет нужно при всяком приеме пищи. Кроме того, требуется корректно высчитывать и пищевую ценность (калорийность) употребляемых продуктов.
Пациенты с диагнозом «сахарный диабет», знающие систему хлебных единиц, могут с легкостью подсчитать количество углеводов, находящиеся в еде, которую они намереваются употребить в пищу. Следовательно, на основании полученных цифр возможно более легко и наиболее точно рассчитать, какую дозу инсулина следует ввести для короткого действия.
Практические занятия
Занятия групповые, по 3-6 чел, проводятся 1 раз в неделю,  в кабинете эндокринолога  (№ 310).
Цикл обучения включает 4 занятия. Занятия проводятся по мере комплектования группы.
Темы занятий:
1. Что такое  диабет – основные понятия.
Типы диабета. Причины диабета. Факторы риска. Симптомы диабета. Роль инсулина и других  гормонов  в регуляции углеводного обмена.  Гипогликемия и гипергликемия – причины, диагностика, первая помощь, лечение и профилактика. Критерии компенсации углеводного обмена.
Практическая часть: «Методы самоконтроля сахарного диабета».
2. Основы рационального питания.
Основные компоненты пищи и их влияние на углеводный обмен. Понятие о калорийности питания. Калорийность белков, жиров и углеводов. Расчет суточного калоража  питания. Особенности  питания при сахарном диабете.
Практическая часть: «Решение ситуационных задач по выбору правильных продуктов питания при диабете с использованием муляжей».
3. Специальные вопросы питания.
Советы по культуре питания. Правила пищевого поведения в гостях.
Практическая часть: «Составление индивидуального рациона питания»
4. Отсроченные осложнения сахарного диабета – причины, диагностика, лечение, профилактика.
Уход за ногами при сахарном диабете. Физические нагрузки  при сахарном диабете и их роль в нормализации уровня сахара крови.
Практическая часть: «Разбор комплекса упражнений для ног при СД 2-го типа».
Отбор пациентов в  «Школу сахарного диабета»  проводится врачами-эндокринологами.  При тестировании учитывается интеллектуальный и образовательный уровень, уровень  комплаенса, наличие  выраженных осложнений сахарного диабета,  тяжелых сопутствующих заболеваний.
Для достижения конечной цели используется структурированная программа – такая, которая «разделена» на учебные шаги с четкой регламентацией объема и последовательности изложения материала, постановкой учебных целей.
Она содержит в себе набор педагогических приемов, направленных на усвоение, повторение  и закрепление знаний и навыков.
Форма обучения – групповая.
Обучение в группе создает  определенную атмосферу, помогающую больным воспринимать  болезни в нужном свете, уменьшает чувство одиночества.
Больные имеют возможность обменяться опытом, получить поддержку не  только врача, но и друг друга, наблюдать положительную динамику в течение  заболевания  на примере других больных.
В группе усиливается эмоциональный компонент обучения, что улучшает восприятие материала и повышает согласие больных с лечением.
Однако групповое  обучение  не исключает индивидуальной работы  с больными – не только из-за возрастных особенностей, но и в связи с наличием индивидуальных терапевтических целей.
Занятия ведутся в форме беседы с элементами вертикального типа преподавания – то есть слушания информации.
Пациенты активно вовлекаются в работу на занятии, в тренинги навыков самоконтроля.
Контроль сахара
На каждом занятии у слушателей есть возможность измерить свой уровень сахара крови  глюкометром  под  наблюдением эндокринолога.
В процессе обучения отслеживается обратная связь —  реакция на вопросы и ответы  больных, причем не только констатируется «нет» или «да», но  объясняется, почему ответ верен или не верен, включаются элементы похвалы и одобрения, или корректируются неверные ответы.
Во время занятия ведется непрерывный непрямой  контроль  за усвоением  материала, достижением целей обучения, проверкой практических навыков.
В начале цикла и после  его окончания проводится анкетирование пациентов. Это позволяет не только оценить эффективность усвоения  слушателями  материала, но  и доступность учебного материала,  излагаемого преподавателем.
Каждое занятие начинается с повторения  предыдущего, его излагают сами курсанты, отвечая на вопросы  преподавателя.
Обучение больных сахарным диабетом 2-го —  неотъемлемая  часть терапии,  и среди всех элементов лечения   (физические нагрузки, диета, сахароснижающие  препараты)  является первоочередной и приоритетной.
Опыт работы показывает,  что работа с обученными пациентами значительно повышает эффективность лечебно-профилактических мероприятий: пациенты осознанно выполняют рекомендации врача, улучшается  взаимопонимание  между пациентом и врачом, повышается уровень ответственности и самостоятельности пациента  в вопросах своего заболевания.
Заключение
Суммируя всё вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: самоконтроль — основа успешного лечения, профилактики декомпенсаций и осложнений сахарного диабета.
Помните, что Вы сами лечите свое заболевание, а врач лишь помогает Вам.
Занятия проводятся бесплатно в рамках программы госгарантий.
Занятия проводятся в кабинете эндокринолога № 310.
Контактный телефон:   422-01-62
          

Source: www.pol122.spb.ru

Источник

Школа для пациентов с сахарным диабетом

о школе обучения больных сахарным диабетом

1.Общие положения

1.1. Школа больных сахарным диабетом (далее Школа) создается в составе лечебно-профилактических учреждений на функциональной основе.

1.2. В работе Школы может быть использован стационарно -непрерывный цикл обучения продолжительностью 5-7 дней, для обучения детей, подростков и их родителей проводятся непрерывные занятия или амбулаторная модель обучения (режим занятий 2 раза в неделю в течение 4-х недель), а также форма дневного стационара.

1.3. Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно-профилактического учреждения.

На должность заведующего Школой назначается врач-эндокринолог (врач-диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку.

1.4. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздрава России, Уставом учреждения здравоохранения, на базе которой она создана и настоящим Положением.

1.5. В Школу направляются больные сахарным диабетом, прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл).

Обучение не проводится больным в состоянии тяжелого кетоацидоза, выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потере зрения, слуха, нарушении памяти, лицам с психическими нарушениями.

1.6. Обучение проводится по структурированным программам отдельно для каждой категории больных:

* Больные сахарным диабетом 1 типа

* Больные сахарным диабетом 2 типа

* Больные сахарным диабетом 2 типа, получающие инсулин

* Дети и подростки, больные сахарным диабетом и их родственники

* Беременные, больные сахарным диабетом

2. Цель и задачи

2.1. Основной целью Школы является совершенствование формы организации обучения больных сахарным диабетом.

2.2. Основной задачей Школы является обучение больных сахарным диабетом методом самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, профилактике острых и хронических осложнений заболевания.

3. Функции Школы

В соответствии с основной задачей Школы

3.1. Организует обучение больных сахарным диабетом по разработанным структурированным программам.

3.2. Проводит первичные и повторные циклы обучения по проведению самоконтроля и профилактике осложнений сахарного диабета.

3.3. Контролирует уровень знаний больных сахарным диабетом.

3.4. Анализирует эффективность работы Школы.

3.5. Координируют свою деятельность с работой других подразделений и специалистами, участвующими в оказании специализированной помощи больным сахарным диабетом.

Положение о школе здоровья для больных сахарным диабетом

центральная районная больница»

____________ И. В.ИСМАГИЛОВА

«_____»______________ 20 г.

о школе здоровья для больных сахарным диабетом

1. Общие положения.

1.1. Школа диабета организуется на базе поликлиники ЦРБ».

1.2. Руководителем школы диабета является врач-эндокринолог, который осуществляет методическое руководство, отбор и направление пациентов на обучение.

1.3. Обучением пациентов занимается медицинская сестра – обучатель, которая назначается и увольняется главным врачом .

1.4. На должность обучателя назначается медицинская сестра, имеющая свидетельство об окончании курса повышения квалификации по диабетологии и обучению больных в школе диабета.

1.5. Медицинская сестра непосредственно подчиняется руководителю школы, который осуществляется контроль за эффективностью обучения.

2. Основные цели.

2.1. Улучшение здоровья и повышение качества жизни больных сахарным диабетом.

2.2. Снижение количества тяжелых поздних осложнений, приводящих к инвалидности.

3. Основные задачи.

3.1. Обучение больных сахарным диабетом новому образу жизни.

3.2. Контроль знаний и навыков пациентов.

3.3. Профилактика поздних осложнений сахарного диабета.

3.4. Анализ эффективности обучения больных в школе диабета.

3.5. Совершенствование методик и внедрение новых форм обучения.

4. Функции Школы диабета.

4.1. Организация и проведение групповых занятий для больных сахарным диабетом 2 типа.

4.2. Проведение индивидуальных консультаций.

4.3. Обучение больных методам самоконтроля, основам диетологии, неотложной помощи при острых осложнениях, мерам по профилактике поздних диабетических осложнений.

4.4. Контроль за обязательным ежегодным обследованием (глазное дно, функциональное обследование почек, осмотр стоп, гликированный гемоглобин).

4.5. Составление ежегодного отчета с анализом о проделанной работе.

5. Помещение для работы школы.

5.1. Для проведения занятий в группе необходимо отдельное помещение, которое удовлетворяет санитарно-гигиеническим нормам для учебных помещений. Пропускная способность класса зависит от его площади и количества смен обучения.

5.2. В классе должна быть достаточная вентиляция, освещение, раковина, условия для принятия пищи. При эксплуатации класса в 2-3 смены необходимо дополнительное помещение для работы мед. сестер.

6. Порядок работы школы.

6.1. Обучение в школе проводится по группам в соответствии с расписанием занятий, которое доводится до слушателей.

6.2.Первоочередное обучение проводится для высоко мотивированных декомпенсированных пациентов, а также для больных с впервые выявленным СД.

6.3. Численность группы определяется в зависимости от сложности обучения и составляет обычно 8-10 человек. При 5-ти дневной программе обучения пациентов в группах по 8 человек, за год одна мед. сестра может обучить до 200 пациентов.

6.4. Обучение проводится по утвержденной программе, в соответствии с тематическим планом.

6.5. Типы программ обучения:

— вводный курс (5-ти дневный);

— специальный курс (по типу осложнений и т. п.), для индивидуального обучения.

6.6. Обучение в группе должно продолжаться 2-4 часа в день 1-3 раза в неделю. Продолжительность урока 30-45 минут, в зависимости от возможности пациентов. После занятий с группой при необходимости проводится индивидуальное обучение 18 часов в неделю. Остальное время тратиться на подготовку к занятиям, проверку опросников, анализов, дневников, оформление медицинской документации и методическую работу.

6.7. Для осуществления взаимодействия и преемственности в работе эндокринологов поликлиники и школ диабета используется код для обозначения по 3-х бальной системе конфиденциальной информации о пациенте, на основании которой реализуется индивидуальный подход к обучению. На первой позиции ставится оценка способностей к обучению, на второй – уровень мотивации пациента, на третьей – его дисциплинированность.

6.8. Учет и отчетность работы Школы ведется медицинскими сестрами.

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа;

Контроль полученных знаний, навыков и умений

Занятие 5

Занятие 4

Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?

Оснащение:мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; информационные материалы по теме занятия («Уровни контроля над астмой», «Тест по контролю над астмой», «План действий по поддержанию контроля над бронхиальной астмой») для каждого слушателя.

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть

Описание цели занятия.

2. Информационная часть

2.1. Причины, вызывающие обострение БА.

2.2. Как распознать обострение БА?

3. Активная часть (вопросы-ответы)

4. Информационная часть

Что делать при приступе удушья?

5. Информационная часть

5.1. Как контролировать БА?

5.2. План самоведения при БА.

6. Активная часть

Тест по контролю над астмой, обсуждение результатов.

7. Заключительная часть

Ответы на вопросы.

Оснащение:дневники самоконтроля.

Структура и содержание занятия

1. Обсуждение слушателями элиминационных мероприятий, проведенных дома и на работе в течение обучающего цикла

2. Демонстрация и закрепление навыков техники ингаляции с индивидуальным баллончиком (аэрозольным или дозированным) каждым слушателем

3. Демонстрация слушателями техники пикфлоуметрии

4. Представление заполненных дневников пикфлоуметрии и составление планов самоведения

5. Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в Школе

6.Оценка слушателями организации и качества обучения в Школе

Обучение пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.012.01:

04 – медицинские услуги по профилактике;

01 – Школа для больных с сахарным диабетом.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.

Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?

Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете. Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.

Источники: https://www.krasnchetai-crb.med.cap.ru/shkoli-zdorovjya/shkola-dlya-pacientov-saharnim-diabetom, https://pandia.ru/text/79/228/32806.php, https://studopedia.su/15_178986_metodika-provedeniya-zanyatiy-v-shkole-zdorovya-dlya-patsientov-s-saharnim-diabetom—tipa.html

Source: narmedsovet.ru

Источник