Виды самоконтроля при сахарном диабете

Виды самоконтроля при сахарном диабете thumbnail

В статье рассмотрены вопросы самоконтроля уровня глюкозы крови у пациентов с сахарным диабетом

Для цитирования. Древаль А.В., Редькин Ю.А. Роль самоконтроля в лечении сахарного диабета // РМЖ. 2016. No 1. С. 38–40. 

    Эффективность и безопасность сахароснижающей терапии могут быть обеспечены лишь при самостоятельном мониторировании (самоконтроле) больным уровня глюкозы в крови (СМГК) глюкометром. Только самоконтроль гликемии позволит поддерживать ее на таком близком к норме уровне, который обеспечивает снижение частоты развития хронических осложнений сахарного диабета (СД) и минимум гипогликемий [1].
     При этом следует иметь в виду, что СМГК является средством текущего, оперативного контроля СД больным в домашних условиях, а метод оценки гликозилированного гемоглобина A1c позволяет врачу оценить долгосрочный (2-3-месячный) эффект усилий больного. 
     Успех применения СМГК определяется степенью обученности больного самоконтролю , а также его мотивированностью. Очень важно, чтобы больной был готов выполнять рекомендации врача, стремился достичь требуемый уровень гликемии, своевременно измерять и корректировать уровень сахара в крови. Необходимо, чтобы больной регистрировал результаты лечения в дневнике, причем не только для себя, но и для того, чтобы вместе с врачом их периодически анализировать. Расширенная информация в дневнике, в т. ч. о характере питания (по крайней мере учет углеводов при приеме пищи), физической активности, симптомах улучшает адаптацию к выбранному режиму лечения [2].
     Врач должен принимать в расчет и финансовые возможности больного: такой метод исследования, как применение глюкометра и тест-полосок может быть доступен (частично или в полном объеме) не всем категориям больных по экономическим причинам. Должны приниматься во внимание и возможности системы здравоохранения. Среди больных диабетом бесплатно обеспечиваются тест-полосками обычно дети, беременные и женщины, планирующие беременность, а также больные СД 1-го типа, склонные к частым гипогликемиям. Больные, получающие тест-полоски бесплатно, должны быть достаточно мотивированы к их использованию и пройти обучение СМГК. 
     Очевидна мотивированность больного, приобретающего глюкометр и тест-полоски за свой счет. Его остается лишь обеспечить достаточным объемом знаний. Вместе с тем показано, что у больных, которые получают тест-полоски бесплатно, СД компенсирован лучше – возможно, потому, что они в меньшей степени экономят тест-полоски [6].
     Поскольку в России практически все больные с впервые выявленным СД госпитализируются, то в стационаре должно быть достаточно времени уделено обучению больного самоконтролю гликемии. Непременным условием такого обучения должно быть наличие у больного глюкометра с тест-полосками. 
     Больной, находящийся на гибком режиме лечения инсулином (интенсифицированная инсулинотерапия, режим частых инъекций), должен уметь самостоятельно изменять дозу короткого инсулина в зависимости от уровня гликемии перед едой, количества углеводов в предстоящем приеме пищи, физической активности, острых заболеваний и т. п. В течение нескольких недель стационарного лечения всему этому обучить невозможно; достаточно на первом этапе научить рассчитывать дозу инсулина в зависимости от уровня гликемии и количества углеводов в предстоящем приеме пищи и определить чувствительность к инсулину в разное время суток, чтобы у больного были индивидуальные коэффициенты расчета дозы инсулина. 
     Следует заметить, что назначаемое до сих пор в стационаре так называемое исследование гликемического профиля (исследование в условиях клинической лаборатории гликемии перед каждым приемом пищи и перед сном, результаты которого врач получает на следующий день в лучшем случае) 1 или более раз в неделю малопригодно для подбора интенсифицированной инсулинотерапии, т. к. не соответствует современному требованию получения оперативной информации об уровне гликемии перед каждой инъекцией инсулина. Оно может быть оставлено для больных СД 2-го типа, которые не обеспечены средствами самоконтроля гликемии и которым подбирают терапию пероральными сахароснижающими препаратами (ПСП) в комбинации с базальным инсулином или без него. А больной СД, который в стационаре осуществляет самоконтроль гликемии, должен быть освобожден от регулярного исследования гликемического профиля. В этом случае определение гликемического профиля можно оставить только для контроля качества мониторирования гликемии глюкометром и/или больным диабетом, которые одномоментно будут выполнять две эти манипуляции (самоконтроль + лабораторное исследование) [5]. 
     Существенную помощь в обучении самоконтролю должны оказывать амбулаторные «Школы больного диабетом» или медицинские сестры в поликлинике, специально обученные практике инсулинотерапии. Больным с впервые диагностированным СД 1-го типа требуется 10–12 ч, чтобы приобрести достаточные навыки инсулинотерапии. Полученные навыки нужно в последующем регулярно контролировать каждые несколько месяцев.
     Частота и время исследования глюкозы крови определяются в зависимости от клинических обстоятельств и цели контроля гликемии. Некоторые ориентиры можно получить из международных диабетологических рекомендаций по текущему СМГК (табл. 1) [4].

38-1.jpg

     Если целями лечения являются поддержание гликемии на уровне, близком к норме, и при этом предотвращение гипогликемии и чрезмерных колебаний уровня сахара в крови, то большинство больных СД 1-го типа, например, должны определять уровень глюкозы 4–8 раз в день, таким образом оценивая необходимую дозу болюса инсулина перед приемом пищи и эффективность действия пролонгированного препарата инсулина. 
     Больным СД 2-го типа, которые получают ПСП без базального инсулина или с ним, самоконтроль также полезен, но может проводиться реже, т. к. на этой стадии болезни у них еще в достаточной степени сохранены механизмы саморегуляции гликемии. Главными целями СМГК и в этом случае являются поддержание уровня гликемии максимально близким к норме и предотвращение гипогликемии, особенно скрытой, что способствует профилактике осложнений СД. Также у них оценивается эффективность базисной инсулинотерапии по уровню гликемии натощак. Когда больному СД 2-го типа назначается режим частых инъекций инсулина коротким/простым инсулином, то СМГК проводится у них с той же частотой, что и при СД 1-го типа. 
     Большинству больных, находящихся на режиме множественных инъекций инсулина, необходимо настойчиво рекомендовать исследовать уровень гликемии перед каждой инъекцией короткого/простого инсулина и перед сном, т. е. обычно до 4раз в день, с дополнительным исследованием уровня гликемии после еды и в ночное время, чтобы быть уверенным в безопасности и эффективности подобранного режима. Интенсифицированная инсулинотерапия, назначаемая без самоконтроля уровня гликемии, с целью максимального приближения его к норме, равносильна бреющему полету летчика с завязанными глазами в горной местности – он врежется в скалу, а у больного обязательно разовьется тяжелая гипогликемия [3]. 
     Женщины, планирующие беременность, а также во время беременности должны еще чаще проводить самоконтроль – до 6–8 раз в день, чтобы как можно тщательнее поддерживать уровень гликемии в области целевых значений. 
     Несмотря на относительную простоту СМГК, при получении информации возможны ошибки, такие как: недостаточное количество крови для исследования, грязные или влажные руки при заборе крови, некорректная калибровка глюкометра. 
     Иногда больные жалуются на несовпадение результатов исследования глюкометром и результатов, полученных в лаборатории, в один и тот же день или даже момент исследования. Следует обратить внимание больного на то, что глюкометр является бытовым прибором, и точность определения им уровня глюкозы ниже, чем при применении лабораторного оборудования. Но при этом расхождение не должно превышать 10–15%. В противном случае точность работы глюкометра должна быть проверена. Должна быть проверена и точность определения уровня глюкозы в лаборатории, т. к. там могут использоваться реактивы с истекшим сроком годности.
     Некоторые больные СД неверно указывают результаты исследования гликемии глюкометром, например, для того, чтобы не расстраивать лечащего врача результатами лечения или, наоборот, привлечь к себе повышенное внимание. Хотя это психологические проблемы, но их тоже следует учитывать врачу при общении с пациентом и хотя бы периодически считывать результаты исследования непосредственно с прибора. Вместе с тем такая возможность не всегда имеется, т. к. в некоторых случаях фирмы-производители не поставляют необходимый для этого программный продукт, и, кроме того, практикующий врач нередко не может использовать компьютерную программу по техническим причинам. 
     Для успешной реализации СМГК, направленного на улучшение компенсации углеводного обмена, необходимо, чтобы больной:
–анализировал результаты исследования уровня гликемии с диабетологом (врачом);
–в соответствии с уровнем гликемии адекватно модифицировал схему лечения инсулином;
–получал необходимую психологическую и техническую поддержку;
–мониторировал уровень гликемии так часто, как было рекомендовано;
–считывал и сообщал результаты исследования уровня сахара в крови правильно.
     Все вышеуказанное требует существенных усилий по поддержанию уровня знаний больного, его мотивации и сотрудничества [7]. Кроме того, врач должен 1 раз в 4 месяца исследовать уровень гликозилированного гемоглобина А1с. 
     Международная организация по стандартизации (ISO 2013) рекомендует: более 95% результатов определения глюкозы крови с помощью глюкометра должны быть в пределах ±0,8 ммоль/л для уровня глюкозы крови <5,6ммоль/л и ±15% – для уровня глюкозы крови ≥5,6ммоль/л. Это означает, что, например, при уровне глюкозы в плазме крови 8 ммоль/л любой глюкометр будет считаться точным, если покажет результат от 6,8 до 9,2ммоль/л. Конечно, большинство современных глюкометров имеют более высокую точность определения глюкозы крови. Но нежелательно сравнивать точность глюкометров разных фирм-производителей при их использовании в домашних условиях – сделать это может только лаборатория, имеющая сертификат на проведение таких исследований.
     Для успешного самоконтроля необходимо учитывать дополнительные факторы, которые    могут повлиять на его точность [9]:
•Уровень гематокрита. Так как его показатели у разных людей варьируют, концентрация глюкозы в цельной крови также может быть разной. Концентрация глюкозы в плазме является более постоянной, чем в цельной крови, и не зависит от уровня гематокрита. Именно поэтому большинство современных глюкометров калиброваны по уровню глюкозы в плазме крови. 
•Условия окружающей среды (температура, влажность) также могут оказывать влияние на точность определения уровня глюкозы в крови. Необходимо учитывать, что высокая (или низкая) температура воздуха, высокая влажность могут влиять на скорость химической реакции на тест-полосках. 
•Место взятия крови. Большинство современных глюкометров приспособлены для работы с кровью, взятой из пальца. 
•Недостаточное количество крови, нанесенное на тест-полоску, может приводить к неправильной работе прибора при измерении уровня глюкозы в крови. Чтобы исключить этот фактор, необходимо четко соблюдать инструкции по нанесению крови на тест-полоску («большая капля»), использовать приборы с капиллярным принципом работы тест-полоски (когда тест-полоска сама «всасывает» необходимое для анализа количество крови). 
•Неправильное хранение тест-полосок и использование тест-полосок с истекшим сроком годности могут существенно повлиять на точность определения уровня глюкозы в крови. Флакон для тест-полосок обеспечивает сухую среду для их хранения. Нельзя оставлять флакон открытым в течение длительного времени или хранить тест-полоски вне оригинальной упаковки, т. к. это может привести к их повреждению. Тест-полоски не должны подвергаться воздействию прямых солнечных лучей [8].

Источник

Ñàìîêîíòðîëü ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå

Ïîñëå òîãî êàê ïîñòàâëåí äèàãíîç èíñóëèíîçàâèñèìîãî äèàáåòà, ñëåäóåò íàó÷èòüñÿ êîíòðîëèðîâàòü ñâîå çàáîëåâàíèå.

Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî:

— åæåäíåâíî äåëàòü èíúåêöèè èíñóëèíà;

— åñòü çäîðîâóþ ïèùó, ïðè ýòîì ïðèìåðíî îäèíàêîâîå åå êîëè÷åñòâî, îäíîãî òèïà è â îäíî è òî æå âðåìÿ;

— åæåäíåâíî çàíèìàòüñÿ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè — ýòî óëó÷øèò âàøå çäîðîâüå â öåëîì;

— âåñòè íàáëþäåíèå çà ñîäåðæàíèåì ãëþêîçû â êðîâè è ìî÷å. Äåëàÿ àíàëèç êðîâè è ìî÷è äëÿ îïðåäåëåíèÿ ñîäåðæàíèÿ â íèõ ãëþêîçû, âû áóäåòå çíàòü, ñêîëüêî èíñóëèíà è êîãäà áóäåò íóæíî âàøåìó îðãàíèçìó;

— ðàñøèðÿòü ñâîè çíàíèÿ î äèàáåòå è åãî ëå÷åíèè. Ýòî ïîìîæåò âàì ëó÷øå ñïðàâëÿòüñÿ ñî ñâîèì äèàáåòîì.

Èíñóëèí, ïðàâèëüíîå ïèòàíèå è ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ïîìîãóò âàì ïîääåðæèâàòü íîðìàëüíûé óðîâåíü ãëþêîçû â êðîâè. Åñëè ñîäåðæàíèå ãëþêîçû â êðîâè óïàäåò ñëèøêîì íèçêî (ãèïîãëèêåìèÿ), âàì íåîáõîäèìî ñðî÷íî ñúåñòü èëè âûïèòü ÷òî-íèáóäü, ÷òîáû óðîâåíü ãëþêîçû â êðîâè ïîäíÿëñÿ. Åñëè óðîâåíü ãëþêîçû â êðîâè ïîäíèìåòñÿ ñëèøêîì âûñîêî (ãèïåðãëèêåìèÿ) è â ìî÷å ïîÿâÿòñÿ êåòîíîâûå òåëà, ìîæåò ðàçâèòüñÿ êåòîàöèäîç. Ïðè âûñîêîì óðîâíå ãëþêîçû â êðîâè äëè â ìî÷å íåîáõîäèìî ïðîâåðèòü ìî÷ó íà íàëè÷èå êåòîíîâûõ òåë. Åñëè èõ êîëè÷åñòâî îêàæåòñÿ â ñðåäíåì èëè âåðõíåì äèàïàçîíå, íåìåäëåííî îáðàòèòåñü ê âðà÷ó».

Äëÿ ëå÷åíèÿ èíñóëèííåçàâèñèìîãî äèàáåòà íåîáõîäèìî:

— åñòü çäîðîâóþ ïèùó. Ïðè ýòîì åñòü òàêîå åå êîëè÷åñòâî è òå âèäû ïðîäóêòîâ, êîòîðûå ïîçâîëÿò âàì ðåãóëèðîâàòü ñâîé âåñ;

— åæåäíåâíî çàíèìàòüñÿ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè, ýòî óëó÷øèò âàøå çäîðîâüå â öåëîì è ïîìîæåò èñïîëüçîâàòü ñîáñòâåííûé èíñóëèí áîëåå ýôôåêòèâíî, ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ òàêæå ïîìîãóò ñáðîñèòü ëèøíèé âåñ;

— ïðîòèâîäèàáåòè÷åñêèå òàáëåòêè. Îíè ïîìîãóò ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå âûðàáàòûâàòü áîëüøå èíñóëèíà, à îðãàíèçìó — èñïîëüçîâàòü åãî áîëåå ïðîäóêòèâíî. Åñëè ïðîòèâîäèàáåòè÷åñêèå òàáëåòêè íå ñíèæàþò ñîäåðæàíèå ãëþêîçû â êðîâè äî íîðìàëüíîãî óðîâíÿ, âàì ìîæåò ïîíàäîáèòüñÿ ïîëó÷àòü èíñóëèí â âèäå èíúåêöèé. Âàø âðà÷ ïðîïèøåò âàì íåîáõîäèìûé âèä ëå÷åíèÿ».

Ïðàâèëüíîå íàáëþäåíèå çà äèàáåòîì äîëæíî ïîìî÷ü áîëüíîìó: êîíòðîëèðîâàòü ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ; ïîääåðæèâàòü êîëè÷åñòâî ãëþêîçû â êðîâè êàê ìîæíî áëèæå ê íîðìàëüíîìó óðîâíþ; èìåòü õîðîøèå ïîêàçàòåëè ëèïèäîâ êðîâè; ðåãóëèðîâàòü ñâîé âåñ; áûòü ôèçè÷åñêè àêòèâíûì; äîáèòüñÿ õîðîøåãî ñàìî÷óâñòâèÿ è âîçìîæíîñòè êîíòðîëèðîâàòü äèàáåò.

Íè îäèí âðà÷ íå â ñîñòîÿíèè ïðåäóãàäàòü âñå îñîáåííîñòè æèçíè êàæäîãî áîëüíîãî, â òîì ÷èñëå ïèòàíèÿ, êîòîðîå ìîæåò ìåíÿòüñÿ è íå âñåãäà çàâèñåòü îò æåëàíèÿ è ïîíèìàíèÿ áîëüíîãî.

Åæåäíåâíî ìåíÿåòñÿ èíòåíñèâíîñòü ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, Ïñèõîýìîöèîíàëüíûå íàãðóçêè, ÷òî ñóùåñòâåííî âëèÿåò íà óðîâåíü ãëþêîçû â êðîâè êàê â ñòîðîíó âîçìîæíîãî ïîâûøåíèÿ, òàê è ñíèæåíèÿ.

Êàæäûé áîëüíîé ñàõàðíûì äèàáåòîì äîëæåí íàó÷èòüñÿ ïîíèìàòü ñåáÿ: êàêîå ñàìî÷óâñòâèå îòâå÷àåò ïîâûøåíèþ èëè ïîíèæåíèþ óðîâíÿ ãëþêîçû â êðîâè. Òî åñòü áîëüíîé äîëæåí îáëàäàòü îñîçíàííûì ïîíèìàíèåì ñâîåãî ñàìî÷óâñòâèÿ — «çåðêàëà ñâîåãî çäîðîâüÿ».

Ëå÷àùèé âðà÷ îïðåäåëÿåò òàêòèêó è ìåòîäèêó ëå÷åíèÿ, äèåòó (íàáîð ïðîäóêòîâ, õèìè÷åñêèé ñîñòàâ è êàëîðèéíîñòü ïèùè), îáúåìû ôèçè÷åñêîé è óìñòâåííîé íàãðóçêè, âèä ëåêàðñòâåííîãî ïðåïàðàòà (èíñóëèí èëè ñàõàðîñíèæàþùèå òàáëåòèðîâàííûå ñðåäñòâà), äîçó è âðåìÿ åãî ââåäåíèÿ.

Ïåðåä áîëüíûì ñòîèò çàäà÷à ãðàìîòíî è îáîñíîâàííî âíîñèòü èçìåíåíèÿ â äèåòó, çàìåíÿòü îäíè ïðîäóêòû íà äðóãèå ñ ó÷åòîì èõ õèìè÷åñêîãî ñîñòàâà, îñîáåííî óãëåâîäîâ, óìåòü îïðåäåëèòü âðåìÿ îñíîâíîãî è äîïîëíèòåëüíîãî ïðèåìà ïèùè, ó÷èòûâàÿ âðåìÿ è âèä ââåäåííîãî èíñóëèíà èëè ñàõàðîñíèæàþùåãî òàáëåòèðîâàííîãî ñðåäñòâà, ôèòîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ è èíòåíñèâíîñòü ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè.

Êàæäûé áîëüíîé äîëæåí ÷åòêî çíàòü ñèìïòîìû ïåðåäîçèðîâêè ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, îñîáåííî èíñóëèíà, èëè, íàîáîðîò, íåäîñòàòî÷íîñòü èõ äîçû. Âñå ýòî — îáÿçàòåëüíî è íåèçáåæíî â æèçíè áîëüíîãî ñàõàðíûì äèàáåòîì.

Îñîáåííî íåîáõîäèìû ïîíèìàíèå è, ÷åòêèé êîíòðîëü ñàìî÷óâñòâèÿ, íàáëþäåíèå çà ñèìïòîìàòèêîé ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå ó äåòåé. Ýòèì îáÿçàòåëüíûì íàâûêàì äîëæíû îáó÷èòüñÿ ðîäèòåëè áîëüíîãî ðåáåíêà.

Îñíîâíûå çíàíèÿ ïî êîíòðîëþ çà ñèìïòîìàòèêîé ïðîòåêàíèÿ äèàáåòà äîëæíû áûòü è ó âîñïèòàòåëåé äåòñêèõ ñàäèêîâ, ó÷èòåëåé øêîë è ïðåïîäàâàòåëåé ó÷åáíûõ çàâåäåíèé, ãäå ìîãóò íàõîäèòüñÿ íà âîñïèòàíèè è îáó÷åíèè äåòè è ïîäðîñòêè, áîëüíûå ñàõàðíûì äèàáåòîì.

Èíòåíñèâíûé êîíòðîëü îñîáåííî íåîáõîäèì ïðè áåðåìåííîñòè, âî âðåìÿ ïëîõîãî ñàìî÷óâñòâèÿ êàæäîãî áîëüíîãî, ïðè âîçíèêíîâåíèè æåëóäî÷íî-êèøå÷íûõ ðàññòðîéñò⠗ ðâîòà, ïîíîñ, íåïëàíèðóåìîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ñòðåññàõ, ñìåíå ÷àñîâûõ ïîÿñîâ èëè ïðè èçìåíåíèè ðåæèìà òðóäà è åãî èíòåíñèâíîñòè, èçìåíåíèÿõ ðåæèìà ïèòàíèÿ, âîçíèêíîâåíèè êåòîàöèäîçà, ïðè çàáîëåâàíèè ïðîñòóäíûìè çàáîëåâàíèÿìè, â ïåðèîä õèðóðãè÷åñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

Äî îáðàùåíèÿ ê âðà÷ó áîëüíîé äîëæåí óìåòü ñàìîñòîÿòåëüíî è îïåðàòèâíî îöåíèòü ñâîå ñîñòîÿíèå è ïðèíÿòü íåîáõîäèìûå ìåðû ïî åãî óëó÷øåíèþ, — òî åñòü îïðåäåëèòü ïî âîçìîæíîñòè êîëè÷åñòâî ãëþêîçû â ìî÷å è â êðîâè è ñîîòâåòñòâåííî ïîëó÷åííîìó ðåçóëüòàòó èçìåíèòü äîçó èíñóëèíà èëè ñàõàðîñíèæàþùèõ òàáëåòèðîâàííûõ ñðåäñòâ, âíåñòè ïîïðàâêè â äèåòó, ÷òîáû ïðåäóïðåäèòü âîçìîæíîñòü ðàçâèòèÿ ãèïîãëèêåìè÷åñêîé ðåàêöèè èëè êåòîàöèäîçà.

Âî ìíîãîì îò òîãî, êàê áîëüíîé ïîäãîòîâëåí ê ýòèì ñèòóàöèÿì, êàê îí â ñîñòîÿíèè ïðîêîíòðîëèðîâàòü è îöåíèòü ñâîå ñàìî÷óâñòâèå, âî ìíîãîì áóäåò çàâèñåòü òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ, ïîÿâëåíèå ñîñóäèñòûõ îñëîæíåíèé. Ïîòîìó â íàñòîÿùåå âðåìÿ âî ìíîãèõ ëå÷åáíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ, ãäå íàõîäÿòñÿ ïîä íàáëþäåíèåì áîëüíûå ñàõàðíûì äèàáåòîì, ñîçäàþòñÿ òàê íàçûâàåìûå «øêîëû áîëüíûõ ñàõàðíûì äèàáåòîì», â êîòîðûõ öåëåíàïðàâëåííî ïðîâîäèòñÿ îáó÷åíèå ïàöèåíòîâ âñåì âîïðîñàì ñàìîêîíòðîëÿ ëå÷åíèÿ, â ïåðâóþ î÷åðåäü äèåòè÷åñêîãî ïèòàíèÿ, ðåæèìà ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê, ëåêàðñòâåííîãî ëå÷åíèÿ, ïîñòðîåíèÿ ðåæèìà äíÿ è äð.

Âàæíûì êîìïîíåíòîì ëå÷åíèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà ÿâëÿåòñÿ êîíòðîëü ñîäåðæàíèÿ ãëþêîçû â êðîâè è â ìî÷å, à òàêæå êåòîíîâûõ òåë â ìî÷å. Ýòî çíà÷èò, ÷òî áîëüíîé äîëæåí ïðîâîäèòü àíàëèçû íà ñîäåðæàíèå ãëþêîçû â êðîâè êàæäûé äåíü è ðåãèñòðèðîâàòü ñâîè ðåçóëüòàòû. Åñëè òàêîå èññëåäîâàíèå ìîæåò áûòü íåñêîëüêî îáðåìåíèòåëüíûì äëÿ áîëüíîãî, ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü àíàëèç ìî÷è íà îïðåäåëåíèå ãëþêîçû, ÷òî ïåðåíîñèòñÿ áåçáîëåçíåííî è äàåò äîñòàòî÷íûé îðèåíòèð áîëüíîìó äëÿ îöåíêè ñâîåãî ñàìî÷óâñòâèÿ. Áåçóñëîâíî, îïðåäåëåíèå êîëè÷åñòâà ãëþêîçû â êðîâè ÿâëÿåòñÿ áîëåå òî÷íûì è îáúåêòèâíî óêàçûâàþùèì íà ñîñòîÿíèå áîëüíîãî. Îáû÷íî òàêîå èññëåäîâàíèå áîëåå èíôîðìàòèâíî ïðè ïðîâåäåíèè åãî íàòîùàê è ïåðåä ñíîì.

Ïðîâåäåíèå àíàëèçîâ, ðåãèñòðàöèÿ èõ ðåçóëüòàòîâ è èñïîëüçîâàíèå äëÿ íåîáõîäèìûõ èçìåíåíèé äîçû èíñóëèíà ïîìîãàþò áîëüíîìó ñàõàðíûì äèàáåòîì õîðîøî ñàìîêîíòðîëèðîâàòü ñâîé äèàáåò, à òàêæå îïðåäåëèòü ìåòîäû ëå÷åíèÿ ïðåæäå, ÷åì âîçíèêíóò áîëåå ñåðüåçíûå îñëîæíåíèÿ. Ýòè ìåðîïðèÿòèÿ ïîäñêàçûâàþò, êàê ìåíÿòü ïëàí ïèòàíèÿ è ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü.

Èçìåðåíèå ñîäåðæàíèÿ ãëþêîçû íåïîñðåäñòâåííî â êðîâè — ñàìûé ëó÷øèé ñïîñîá ïðîâåðêè ñîñòîÿíèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà. Îíî äàåò âîçìîæíîñòü çíàòü, íà êàêîì óðîâíå íàõîäèòñÿ êîëè÷åñòâî ãëþêîçû â êðîâè â ìîìåíò ïðîâåäåíèÿ àíàëèçà.

Äëÿ èçìåðåíèÿ ñîäåðæàíèÿ ãëþêîçû â êðîâè ìîæíî âîñïîëüçîâàòüñÿ äâóìÿ ìåòîäàìè: âèçóàëüíûì òåñòèðîâàíèåì è òåñòèðîâàíèå ñ ïðèìåíåíèåì àíàëèçàòîðà ãëþêîçû.

Âèçóàëüíîå òåñòèðîâàíèå. Ïðè âèçóàëüíîì òåñòèðîâàíèè êàïëþ êðîâè íàíîñÿò íà òåñòèðóþùóþ ïîëîñêó. Âûæäàâ ïîëîæåííîå âðåìÿ, ñòèðàþò èëè ïðîìîêàþò ýòó êàïëþ êðîâè. Ñíîâà âûæäàâ, ñîñòàâëÿþò öâåò êîí÷èêà òåñòèðóþùåé ïîëîñêè ñ öâåòîâîé øêàëîé, êîòîðàÿ ïîêàçûâàåò, ñêîëüêî ãëþêîçû â êðîâè.

Öèôðó çàíîñÿò â æóðíàë ó÷åòà àíàëèçîâ è èíúåêöèé èíñóëèíà — äîêóìåíòû ñàìîêîíòðîëÿ, êîòîðûå äîëæíû áûòü ó êàæäîãî áîëüíîãî.

Òåñòèðîâàíèå ñ ïðèìåíåíèåì àíàëèçàòîðà ãëþêîçû. Åñëè áîëüíîé ïîëüçóåòñÿ àíàëèçàòîðîì ãëþêîçû, òàê æå êàê è ïðè âèçóàëüíîì òåñòèðîâàíèè, íóæíî íàíåñòè êàïëþ êðîâè íà òåñòèðóþùóþ ïîëîñêó, à çàòåì ïîìåñòèòü ïîëîñêó â ñïåöèàëüíûé ïðèáîð — àíàëèçàòîð ãëþêîçû, íà ýêðàíå êîòîðîãî âûñâå÷èâàåòñÿ ðåçóëüòàò àíàëèçà.

Àíàëèç ìî÷è íà ãëþêîçó. Ìû óæå îáúÿñíÿëè, ÷òî ïðè âûñîêîì ñîäåðæàíèè ãëþêîçû â êðîâè îðãàíèçì ñòàðàåòñÿ îò íåå èçáàâèòüñÿ. Êðîâü öèðêóëèðóåò ÷åðåç ïî÷êè, êîòîðûå ôèëüòðóþò ãëþêîçó èç êðîâè â ìî÷ó. Åñëè ó áîëüíîãî âûñîêîå ñîäåðæàíèå ãëþêîçû â ìî÷å, çíà÷èò, îíî òàêæå âûñîêîå è â êðîâè.  òàêîì ñëó÷àå ìîæåò ïîíàäîáèòüñÿ èçìåíèòü äîçó èíñóëèíà èëè ïðîòèâîäèàáåòè÷åñêèõ òàáëåòîê èëè èçìåíèòü äèåòó è ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè.

Àíàëèç ìî÷è íà êåòîíîâûå òåëà. Êåòîíîâûå òåëà îáðàçóþòñÿ â òêàíÿõ è ïîïàäàþò â êðîâü, åñëè îðãàíèçì íå ìîæåò ïîëó÷èòü äîñòàòî÷íî ýíåðãèè îò ãëþêîçû è íà÷èíàåò èñïîëüçîâàòü æèð äëÿ âûðàáîòêè ýíåðãèè. Êîãäà æèð ðàñïàäàåòñÿ â õîäå ýòîãî ïðîöåññà, êåòîíîâûå òåëà âûäåëÿþòñÿ â êðîâü, ïî ìåðå èõ íàêîïëåíèÿ îíè ïîïàäàþò â ìî÷ó. Îáû÷íî ýòî îçíà÷àåò, ÷òî áîëüíîìó íåîáõîäèì èíñóëèí â áîëüøåé äîçå. Âûñîêîå ñîäåðæàíèå ãëþêîçû è êåòîíîâûõ òåë â êðîâè, êàê ìû óæå îáúÿñíÿëè, íàçûâàåòñÿ êåòîàöèäîçîì.

Àíàëèç ìî÷è íà êåòîíîâûå òåëà ñëåäóåò ïðîâîäèòü â ñëó÷àå, åñëè óðîâåíü ãëþêîçû â êðîâè âûøå 240 ìã% (13 ììîëü/ë) èëè åñëè âûñîêèå ïîêàçàòåëè ãëþêîçû â àíàëèçå ìî÷è, à òàêæå åñëè áîëüíîé ïëîõî ñåáÿ ÷óâñòâóåò èëè ó íåãî ïðîñòóäà, ãðèïï è ò. ä.

Åñëè îáíàðóæèâàþòñÿ â àíàëèçå êåòîíîâûå òåëà, ñëåäóåò îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó, ÷òîáû óçíàòü, êàêèå èçìåíåíèÿ ñëåäóåò âíåñòè â ïëàí ëå÷åíèÿ.

Äëÿ îïðåäåëåíèÿ êåòîíîâûõ òåë â ìî÷å íàëèâàþò ìî÷ó â ñòàêàí÷èê èëè ïîäñòàâëÿþò òåñòèðóþùóþ ïîëîñêó ïîä ñòðóþ ìî÷è. Îïóñêàþò òåñòèðóþùóþ ïîëîñêó â ïðîáó ìî÷è è ñðàçó ïîñëå ñìà÷èâàíèÿ âûíèìàþò. Èçëèøåê ìî÷è ñ ïîëîñêè ñòðÿõèâàþò. Âûæèäàþò ìèíóòó äî èçìåíåíèÿ îêðàñêè ïîëîñêè. Ñðàâíèâàþò îêðàøèâàíèå ïîëîñêè ñ öâåòîâîé øêàëîé. Ðåçóëüòàò îïðåäåëåíèÿ çàíîñÿò â æóðíàë ó÷åòà àíàëèçîâ è èíúåêöèé èíñóëèíà.

Ãëèêîçèëèðîâàííûé ãåìîãëîáèí. Îïðåäåëåíèå ãëè-êîçèëèðîâàííîãî ãåìîãëîáèíà — î÷åíü ïîëåçíûé àíàëèç äëÿ áîëüíîãî ñàõàðíûì äèàáåòîì. Ýòîò àíàëèç êðîâè ïîêàçûâàåò, êàê áîëüíîìó óäàâàëîñü ðåãóëèðîâàòü ñâîé äèàáåò â òå÷åíèå ïðåäøåñòâóþùèõ øåñòè — âîñüìè íåäåëü. Îí ïîìîæåò âûÿâèòü òàêèå óïóùåíèÿ â óïðàâëåíèè äèàáåòîì, êîòîðûå äðóãèå àíàëèçû êðîâè è ìî÷è âûÿâèòü íå ìîãóò.

Ïðè èíñóëèíîçàâèñèìîì äèàáåòå íàèëó÷øèì âûáîðîì áóäåò ïðèîáðåòåíèå ãëþêîìåòðà — ïðèáîðà, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî ìîæíî ïðîèçâîäèòü êîëè÷åñòâåííîå îïðåäåëåíèå ñàõàðà êðîâè.

Ñðåäè ãëþêîìåòðîâ ðàçëè÷àþò ïðèáîðû ïåðâîãî è âòîðîãî ïîêîëåíèé. Ïðè ðàáîòå ñ ãëþêîìåòðàìè ïåðâîãî ïîêîëåíèÿ íåîáõîäèìî íàíåñòè êàïëþ êðîâè íà òåñò-ïîëîñêó, âûæäàòü îïðåäåëåííîå âðåìÿ, çàòåì àêêóðàòíî ïðîìîêíóòü êðîâü è âñòàâèòü ïîëîñêó â ïðèáîð. Äëÿ ãëþêîìåòðîâ âòîðîãî ïîêîëåíèÿ äîñòàòî÷íî ïðîñòî ïî ñèãíàëó âñòàâèòü ïîëîñêó â ïðèáîð è íàíåñòè íà íåå êàïëþ êðîâè. Áîëüøèíñòâî ïîëîñîê îò ãëþêîìåòðîâ ïåðâîãî ïîêîëåíèÿ ìîæíî èñïîëüçîâàòü è áåç àïïàðàòà — èõ ðåàêòèâíàÿ çîíà ïðè êîíòàêòå ñ êðîâüþ ìåíÿåò öâåò, è ïî ýòèì èçìåíåíèÿì ìîæíî ïðåäâàðèòåëüíî ñóäèòü îá óðîâíå ñàõàðà â êðîâè.

Íî ëþáîé ãëþêîìåòð ìîæåò âðåìÿ îò âðåìåíè äàâàòü ëîæíûå ðåçóëüòàò. ×àùå âñåãî ïðè÷èíîé ýòîãî ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ïðè ýêñïëóàòàöèè ïðèáîðà: íåïðàâèëüíûå ðàçìåð è ìåñòîïîëîæåíèå êàïëè êðîâè; èñïîëüçîâàíèå ïðîñðî÷åííûõ ïîëîñîê; íåïðàâèëüíîå âðåìÿ ýêñïîçèöèè; íåïðàâèëüíîå óäàëåíèå êðîâè ñ ãåñò-ïîëîñêè; ïëîõîé óõîä çà ãëþêîìåòðîì, ãðÿçü, ïîïàäàíèå ñïèðòà íà ðåàêòèâíóþ çîíó.

Íåîáõîäèìî ïåðèîäè÷åñêè ïðîâåðÿòü ãëþêîìåòð, èçìåðÿÿ ñàõàð êðîâè â ëàáîðàòîðèè.

Ïðè èíñóëèííåçàâèñèìîì äèàáåòå äîñòàòî÷íî áóäåò èñïîëüçîâàíèÿ òåñò-ïîëîñîê, èçìåíÿþùèõ öâåò ïðè ðàçëè÷íûõ êîíöåíòðàöèÿõ ñàõàðà â êðîâè.

Ïîëîñêè äëÿ îïðåäåëåíèÿ ñàõàðà è àöåòîíà â ìî÷å. Ðåàêòèâíàÿ çîíà ýòèõ ïîëîñîê èçìåíÿåò öâåò ïðè êîíòàêòå ñ ìî÷îé â çàâèñèìîñòè îò ñîäåðæàíèÿ â íåé ñàõàðà è êåòîíîâûõ òåë. Óðîâåíü ñàõàðà â ìî÷å îáû÷íî ìàëîèíôîðìàòèâåí, ïîýòîìó ñ åãî ïîìîùüþ íåâîçìîæíî ïðîâîäèòü ýôôåêòèâíûé ñàìîêîíòðîëü. Ãîðàçäî âàæíåå òåñò íà àöåòîí.

Âàæíî, åñëè ñîñòîÿíèå óõóäøèëîñü èëè ïðèñóòñòâóåò èíôåêöèîííàÿ áîëåçíü, ëèáî èçìåíåíà ñõåìó ëå÷åíèÿ, ñëåäóåò ïðîâåðÿòü ñàõàð êðîâè 3–4 ðàçà â äåíü ïåðåä ïðèåìîì ïèùè è ïåðèîäè÷åñêè — ÷åðåç 2 ÷ ïîñëå åäû, à òàêæå â 3 ÷ íî÷è.

Ïðè ñòàáèëüíîì òå÷åíèè äèàáåòà íà èíñóëèíå — 1–2 èññëåäîâàíèÿ â äåíü, ïîî÷åðåäíî íàòîùàê è ïîñëå åäû.

Ïðè ñòàáèëüíîì òå÷åíèè èíñóëèííåçàâèñèìîãî äèàáåòà — 1–2 èññëåäîâàíèÿ â íåäåëþ.

Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèé ëó÷øå çàíîñèòü â äíåâíèê ñàìîêîíòðîëÿ ñ óêàçàíèåì äàòû, âðåìåíè è îñîáûõ îáñòîÿòåëüñòâ. Èíà÷å âðà÷ íå ñìîæåò èõ ïðàâèëüíî îöåíèòü. Ê îñîáûì îáñòîÿòåëüñòâàì ìû îòíåñåì ôèçè÷åñêóþ èëè ýìîöèîíàëüíóþ íàãðóçêó, ñîïóòñòâóþùåå çàáîëåâàíèå, íàðóøåíèå äèåòû èëè ðåæèìà ïðèåìà ëåêàðñòâ, ãèïîãëèêåìèþ è ò. ä.

Íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå ñàõàðà â ìî÷å çàâèñèò íå òîëüêî îò óðîâíÿ ãëþêîçû êðîâè, íî è îò ïðîïóñêíîé ñïîñîáíîñòè ïî÷åê. Åñëè õîðîøàÿ êîìïåíñàöèÿ äèàáåòà, íî ñîõðàíÿåòñÿ íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî ñàõàðà â ìî÷å, íåîáõîäèìî çàíÿòüñÿ îáñëåäîâàíèåì ôóíêöèè ïî÷åê.

Åñëè îáíàðóæåí ñëèøêîì âûñîêèé ñàõàð (ãèïåðãëèêåìèÿ) â ïåðâóþ î÷åðåäü íåîáõîäèìà êîíñóëüòàöèÿ âðà÷à.

Ñëèøêîì âûñîêèì áóäåì ñ÷èòàòü ñàõàð êðîâè íàòîùàê íà÷èíàÿ ñ 8–9 ììîëü/ë è ïîñëå åäû — íà÷èíàÿ ñ 13–14 ììîëü/ë.

Ïðè ýòîì ìîãóò ïîÿâèòñÿ ñëåäóþùèå ñèìïòîìû:

— ñèëüíàÿ æàæäà — äî 4–5 ë æèäêîñòè â äåíü, ñóõîñòü âî ðòó,

— ó÷àùåííîå ìî÷åèñïóñêàíèå. > Áîëüøîå êîëè÷åñòâî ìî÷è,

— ñíèæåíèå âåñà ïðè ïîâûøåíèè àïïåòèòà,

— ñóõîñòü êîæè, ñíèæåíèå åå óïðóãîñòè.

— çóä êîæè è ñëèçèñòûõ.

Ïðè äèàáåòå I òèïà è îí ïëîõî êîìïåíñèðîâàí, ìîæåò ðàçâèòüñÿ äèàáåòè÷åñêèé êåòîàöèäîç (äèàáåòè÷åñêàÿ êîìà). Ïðè ýòîì îùóùàåòñÿ: îáèëüíîå ìî÷åèñïóñêàíèå, æàæäó; òîøíîòó, ðâîòó, áîëè â æèâîòå; ó÷àùåííîå ñåðäöåáèåíèå, ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ; ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, ñîíëèâîñòü è ñïóòàííîñòü ñîçíàíèÿ. Ïðè ýòèõ ñèìïòîìàõ íåîáõîäèìî íåìåäëåííî âûçûâàòü ñêîðóþ ïîìîùü, âîçìîæíî íà÷èíàåòñÿ äèàáåòè÷åñêàÿ êîìà.

Åñëè, íåñìîòðÿ íà âûñîêèé óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè, ñàìî÷óâñòâèå õîðîøåå, íåîáõîäèìî íàéòè ïðè÷èíó ïîâûøåíèÿ ñàõàðà.

Ñàõàð ìîæåò ñòàòü âûñîêèì â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:

— âïåðâûå âûÿâëåííûé ñàõàðíûé äèàáåò;

— ïîâûøåííîå óïîòðåáëåíèå óãëåâîäîâ;

— íàðóøåíèå äîçèðîâêè ïðåïàðàòîâ;

— îòñóòñòâèå ïðèâû÷íîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè;

— ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà (ëèõîðàäêà) èëè ëþáîå âîñïàëåíèå (ïíåâìîíèÿ, îñòðûé ïèåëîíåôðèò, ãàíãðåíà è ò. ä.);

— ïåðåíåñåííàÿ äî ýòîãî ãèïîãëèêåìèÿ;

— ýìîöèîíàëüíàÿ íàãðóçêà — ïîõîä ê çóáíîìó âðà÷ó, ñäà÷à ýêçàìåíà è ò. ä.;

— ó æåíùèí ñàõàð êðîâè ìîæåò ìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò ôàçû ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà. Òàêæå ïðè÷èíîé äåêîìïåíñàöèè äèàáåòà ìîæåò áûòü áåðåìåííîñòü, î êîòîðîé âû ïîêà íå çíàåòå.

Ãèïåðãëèêåìèÿ ìîæåò òàêæå ðàçâèòüñÿ ïðè èíôàðêòå ìèîêàðäà, èíñóëüòå, òðàâìå èëè îïåðàöèè.

Åñëè îáíàðóæåí ñëèøêîì íèçêèé ñàõàð (ãèïîãëèêåìèÿ), âàæíî â áëèæàéøåå âðåìÿ ñðî÷íî îáðàòèòñÿ ê âðà÷ó. Íèçêèì ñ÷èòàåòñÿ ñàõàð êðîâè ìåíåå 3,3 ììîëü/ë. Ïðè÷èíîé ñíèæåíèÿ ñàõàðà êðîâè ìîãóò áûòü:

— ïðîïóñê ïðèåìà ïèùè ïîñëå ïðèíÿòèÿ òàáëåòîê èëè ââåäåíèÿ èíñóëèíà. Ñëèøêîì áîëüøîé ïðîìåæóòîê ìåæäó äâóìÿ ïðèåìàìè ïèùè (áîëåå 3–4 ÷);

— ñëèøêîì áîëüøàÿ äîçà òàáëåòîê èëè èíñóëèíà;

— çíà÷èòåëüíàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà;

— ïðèåì àëêîãîëÿ íà ïóñòîé æåëóäîê.

Îñíîâíûå ïðèçíàêè ñíèæåíèÿ ñàõàðà êðîâè: õîëîäíûé ïîò; ðåçêàÿ ñëàáîñòü; îñòðîå ÷óâñòâî ãîëîäà; âíóòðåííÿÿ äðîæü; ó÷àùåííîå ñåðäöåáèåíèå; îíåìåíèå ÿçûêà è ãóá.

Ãèïîãëèêåìèÿ ðàçâèâàåòñÿ ðåçêî è áûñòðî, êàê ïðèñòóï. Ó íåêîòîðûõ ëþäåé êàðòèíà ãèïîãëèêåìèè ìîæåò áûòü íåìíîãî èíîé. Åñëè íå ðàñïîçíàíû ñíèæåíèå ñàõàðà êðîâè è íå ïðèíÿòû ýêñòðåííûå ìåðû, âîçìîæíà ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ.

 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ãèïîãëèêåìèÿ íàáëþäàåòñÿ áåç ïðåäâåñòíèêîâ: îíà íà÷èíàåòñÿ ñðàçó ñ. ïîòåðè ñîçíàíèÿ. Åñëè ó âàñ áûâàåò èìåííî òàê, òî óæå çíàåòå, ÷òî äîëæíû ïîääåðæèâàòü áîëåå âûñîêèå ïîêàçàòåëè ñàõàðà êðîâè, ÷åì îáû÷íî. Ïðè÷èíîé ãèïîãëèêåìèè áåç ïðåäâåñòíèêîâ ìîæåò áûòü òàêæå ïðèåì àíàïðèëèíà (îáçèäàíà).

Íî÷íàÿ ãèïîãëèêåìèÿ ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ ïîòëèâîñòüþ, ñåðäöåáèåíèåì è ÷óâñòâîì ãîëîäà.

Èíîãäà ó áîëüíîãî ãèïîãëèêåìèåé ðàçâèâàåòñÿ ñïóòàííîñòü ñîçíàíèÿ; â ýòîì ñëó÷àå îí ìîæåò âåñòè ñåáÿ êàê ïüÿíûé.

Åñëè âàñ áåñïîêîÿò ðåçêàÿ ïîòëèâîñòü, ãîëîä, ñåðäöåáèåíèå è âíóòðåííÿÿ äðîæü, òî íóæíî íåìåäëåííî ïîâûñèòü ñàõàð êðîâè. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî:

— ñúåñòü 4–5 êóñêîâ ñàõàðà èëè âûïèòü ñòàêàí î÷åíü ñëàäêîé âîäû. Êîíôåòû, ïå÷åíüå, øîêîëàä â ýòîé ñèòóàöèè õóæå: ãëþêîçà, ñîäåðæàùàÿñÿ â íèõ, óñâàèâàåòñÿ ìåäëåííî;

— ïîñëå ýòîãî âàì íóæíî ñúåñòü íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî ìåäëåííî óñâàèâàþùèõñÿ óãëåâîäî⠗ äëÿ òîãî ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü ïîâòîðíîå ñíèæåíèå ñàõàðà êðîâè.

Ýòî ìîãóò áûòü äâà êóñêà ÷åðíîãî õëåáà, òàðåëêà êàøè èëè êàðòîøêè.

Åñëè âû íå óâåðåíû â ñèìïòîìàõ, áåçîïàñíåå äåéñòâîâàòü òàê, êàê áóäòî ó âàñ äåéñòâèòåëüíî ãèïîãëèêåìèÿ.

Åñëè áîëüíîé äèàáåòîì ïîòåðÿë ñîçíàíèå, íåëüçÿ ëèòü åìó â ðîò âîäó èëè âêëàäûâàòü åäó. Ëó÷øå ââåñòè àìïóëó ãëþêàãîíà (ïðåïàðàò, ñïîñîáíûé ðåçêî ïîâûñèòü ñàõàð êðîâè) è âûçîâèòå «ñêîðóþ ïîìîùü». Åñëè íåò, ìîæíî âòåðåòü áîëüíîìó â äåñíû íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî ìåäà èëè âàðåíüÿ è òàêæå ñðàçó âûçâàòü «ñêîðóþ ïîìîùü».

Ïîñëå ãèïîãëèêåìèè — îò÷àñòè èç-çà òîãî, ÷òî âû ñúåëè ìíîãî óãëåâîäîâ, îò÷àñòè èç-çà òîãî, ÷òî â êðîâü áûëà âûáðîøåíà ðåçåðâíàÿ ãëþêîçà èç ïå÷åíè, — ñàõàð êðîâè ïîâûñèòñÿ. Ñíèæàòü åãî íå íàäî.

Ïðè÷èíà ãèïîãëèêåìèÿ ìîæåò áûòü:

— Íåñîáëþäåíèå äîçèðîâêè ââîäèìîãî èíñóëèíà èëè íàçíà÷åííûõ òàáëåòîê.

— Íàðóøåíèå äèåòû.

— Åñëè áûëà ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà (çàíÿòèÿ ñïîðòîì èëè ðàáîòà íà îãîðîäå), â ýòîò äåíü ñëåäóåò íåìíîãî ñíèçèòü äîçó èíñóëèíà (íà 4–6 åä.) èëè òàáëåòîê (íà 1/2 òàáëåòêè 2 ðàçà â äåíü). Ïåðåä ñàìîé ðàáîòîé ñúåøüòå 2–3 êóñêà ÷åðíîãî õëåáà.

— Ïðèåì àëêîãîëÿ, âïðåäü ïîñòàðàéòåñü îòêàçàòüñÿ îò íåãî âîîáùå.

Åñëè íè îäíà èç ýòèõ ïðè÷èí íå ïîäõîäèò, çíà÷èò, âàøåìó îðãàíèçìó òðåáóåòñÿ ìåíüøàÿ äîçà èíñóëèíà èëè òàáëåòîê. Âû ìîæåòå îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó. Åñëè æå ýòî íåâîçìîæíî, ïîñòàðàéòåñü ñíèçèòü äîçèðîâêó ñàìîñòîÿòåëüíî.

×òîáû âîâðåìÿ ñïðàâèòüñÿ ñ ãèïîãëèêåìèè, ëó÷øå èìåòü ïðè áîëüíîì: íåñêîëüêî êóñêîâ ñàõàðà è ÷åðíîãî õëåáà; ïàñïîðò äèàáåòèêà.  ñîñòîÿíèè ãèïîãëèêåìèè ÷åëîâåê ìîæåò áûòü ïîõîæ íà ïüÿíîãî.  ïàñïîðòå äîëæíà áûòü èíôîðìàöèÿ î òîì, êàê îêàçàòü âàì ïîìîùü, åñëè âû ïîòåðÿåòå ñîçíàíèå; ïî âîçìîæíîñòè — àìïóëó ãëþêàãîíà è øïðèö äëÿ âíóòðèìûøå÷íûõ èíúåêöèé.

Источник