Наглядное пособие для школы сахарного диабета

Школа сахарного
диабета
Сахарный диабет — это хроническое
заболевание,
основным
признаком
которого является повышение уровня
глюкозы (сахара) в крови (или понаучному — гипергликемия).
Нормальным является уровень глюкозы
в крови
— натощак 3.3–5.5 ммоль/л,
— через 2 часа после еды —
до 7,8 ммоль/л.
•Диагноз сахарного диабета может
быть поставлен, если у человека
определено не менее двух
повышенных показателей сахара крови.
Показатели должны быть такими:
уровень сахара натощак — больше 6,1
ммоль/л
или
«случайный» уровень, т.е. взятый в
любое время дня — больше 11,1 ммоль/л.
Сахарный диабет 1 типа чаще всего возникает в детском,
подростковом или юношеском возрасте. При этом типе
сахарного диабета бета-клетки поджелудочной железы,
вырабатывающие инсулин, погибают. Это может произойти
вследствие генетической предрасположенности к заболеванию,
которая проявляется под воздействием фактора внешней среды
(чаще всего — инфекции). Таким образом, возникает
абсолютный дефицит инсулина, и единственным способом
поддержания нормального уровня сахара в крови является
пожизненное введение инсулина.
СД 1 тип
Сахарный диабет 2 типа развивается преимущественно
во взрослом и пожилом возрасте. При сахарном диабете 2 типа
существует так называемый относительный дефицит инсулина, т.е.
свой инсулин у пациента есть, но…
Во-первых, инсулин плохо работает: представьте, в норме нужна
1 молекула инсулина (условно, конечно), чтобы «открыть» клетки
для поступления глюкозы, а пациенту с сахарным диабетом 2 типа
таких молекул нужно в несколько раз больше. Это состояние
называется инсулинорезистентностью, основной причиной которой
является ожирение — жир не дает инсулину надлежащим образом
связываться с рецепторами клеток.
Во-вторых, уже в момент выявления сахарного диабета 2 типа
у пациентов снижена выработка инсулина в половине бета-клеток
поджелудочной железы, да к тому же инсулин вырабатывается
не вовремя — это состояние называют дефицитом секреции
инсулина. Таким образом, методом лечения сахарного диабета
2 типа является изменение образа жизни, направленное
на снижение веса (здоровое питание, расширение физической
активности) в сочетании с приемом таблетированных препаратов,
снижающих уровень глюкозы крови и/или введением инсулина.
СД 2 тип
Снижением чувствительности тканей к действию инсулина
(инсулинорезистентность)
Диета и снижение массы тела пациента в некоторых случаях
помогают нормализовать углеводный обмен
Причины:
-Ожирение
-Беременность
-Прием кортикостероидов
-Стресс
Каковы же симптомы высокого уровня
глюкозы в крови?
Классическими симптомами являются
-слабость,
— жажда,
— выделение большого количества мочи,
— сухость во рту.
— однако сахарный диабет 2 типа может протекать
и бессимптомно.
— при сахарном диабете 1 типа эти симптомы выражены
максимально, порой сопровождаясь резким снижением массы
тела, а иногда — тошнотой и рвотой
— Слабость, вялость, утомляемость, сниженная
работоспособность.
— Плохое заживление повреждений кожи (ранок, царапин),
возникновение фурункулов.
Гипогликемия.
У пациентов с сахарным диабетом под гипогликемией
понимают снижение уровня глюкозы ниже 3.3-3.9
ммоль/л.
• Иногда пациенты испытывают симптомы гипогликемии при
нормальных значениях уровня глюкозы крови. Такие
гипогликемии называются ложными и возникают они
в случае, если пациент длительное время жил с высоким
уровнем глюкозы крови. Ложные гипогликемии не опасны
и не требуют никаких мероприятий.
• В других ситуациях пациент может не испытывать
симптомов гипогликемии, при этом уровень глюкозы крови
будет ниже нормы — это истинная гипогликемия,
требующая незамедлительных действий.
Причины, связанные с сахароснижающей терапией.
• Передозировка инсулина
• Передозировка таблетированных сахароснижающих препаратов
• Нарушение техники инъекций инсулина
• Увеличение чувствительности к инсулину при физических
нагрузках.
Причины, связанные с питанием.
• Пропуск приема пищи или недостаточное количество
углеводов в пище.
• Увеличение интервала между инъекцией инсулина и едой.
• Кратковременные незапланированные физические нагрузки
без приема углеводов до и после нагрузки.
• Прием алкоголя.
• Преднамеренное снижение массы тела без уменьшения
дозы сахароснижающих препаратов или голодание.
•З амедление эвакуации пищи из желудка.
Симптомы гипогликемии.
Возникают в первую очередь:
• сердцебиение,
• дрожь,
• бледность,
• нервозность и тревожность,
• ночные кошмары,
• потоотделение,
• чувство голода,
• парестезии.
Присоединяются по мере продолжения снижения уровня глюкозы:
• слабость,
• усталость,
• снижение концентрации внимания,
• головокружение,
• зрительные и речевые нарушения,
• изменение поведения,
• судороги,
• потеря сознания (гипогликемическая кома).
Профилактика и лечение гипогликемии.
• Помните, что физическая активность требует
дополнительного приема углеводов или снижения дозы
инсулина и/или сахароснижающих препаратов.
• Важно знать количество углеводов, которое надежно
выведет
из
состояния
гипогликемии.
При
возникновении даже легких признаков гипогликемии
необходимо сразу же принять легкоусвояемые углеводы
в количестве 2 ХЕ, например, 15-20 г. глюкозы в
таблетках, 4-5 кусков сахара или стакан (200 мл) сока
или другого сладкого напитка (лимонада).
Итак, каждый больной диабетом, получающий лечение инсулином,
должен всегда носить легкоусвояемые углеводы с собой!
При тяжелой гипогликемии (невозможность самостоятельных
адекватных действий или полная потеря сознания гипогликемическая
кома) сам себе больной помочь, разумеется, не может. Поскольку
требуется помощь окружающих, желательно проинформировать своих
близких о возможности такого состояния.
Признаки гипогликемии, которые могут быть заметны окружающим это
бледность и внезапное изменение поведения: раздражительность,
заторможенность, агрессивность и т.п.
Каков риск развития у членов семьи?
Сам по себе диабет не наследуется. Наследуется лишь
предрасположенность к развитию заболевания.
• Если один из родителей болен сахарным диабетом 1 типа, то
вероятность возникновения диабета этого типа у ребенка не более
5%.
• Если оба родителя имеют диабет 1 типа, то риск возникновения
его у ребенка может увеличиваться до 20%.
• При сахарном диабете 2 типа риск заболеть им для ближайших
родственников увеличивается в несколько раз, а при сочетании с
наличием ожирения становится почти 100%-ным.
Таким образом, можно сказать, что для
профилактики сахарного диабета 2 типа
нужно всегда иметь нормальный вес.
Излечим ли диабет?
В целом можно сказать, что несмотря на большой
прогресс в изучении причин и механизмов
развития сахарного диабета, он остается
хроническим заболеванием, при котором полное
излечение пока невозможно. Однако в настоящее
время
разработаны
эффективные
методы
контроля
и
лечения
диабета,
и
если
придерживаться этих современных методов, то
заболевание не приводит к развитию осложнений,
снижению продолжительности жизни или к
ухудшению ее качества. Поэтому вполне уместной
является фраза, что «диабет — это не
заболевание, а образ жизни».
Диета
Необходимо знать, какая пища повышает сахар
крови.
Все пищевые продукты состоят из трех
компонентов: белков, жиров и углеводов.
Все они обладают калорийностью, но уровень
сахара крови повышают только продукты,
содержащие углеводы
УГЛЕВОДЫ
Углеводы, требующие
подсчета, делятся на 5
основных групп:
1) зерновые (злаковые) — хлеб и
хлебобулочные изделия, макаронные изделия,
крупы, кукуруза;
2) фрукты;
3) некоторые овощи (картофель);
4) молоко и жидкие молочные продукты;
5) продукты, содержащие чистый сахар, так
называемые легкоусвояемые углеводы.
Одна хлебная единица равна
количеству продукта,
содержащего 10-12 граммов
углеводов, например одному
куску хлеба.
Можно ли есть сладости?
Если вы делаете инъекции перед каждым приемом
пищи, то перед едой в крови всегда имеется достаточно
инсулина. В этом случае вы иногда можете позволить
себе немного мороженого или кусочек торта на десерт.
Кто измеряет сахар крови и правильно применяет дозу
инсулина, могут съесть немного сладостей, подсчитав их
количество в хлебных единицах.
Ограничения в питании у больных
сахарным диабетом :
1) Не
рекомендуется
съедать на каждый
прием пищи более
7-8 ХЕ.
2) Запрещены для
больных сладости в
жидком виде (лимонад,
чай с сахаром, фруктовые
соки и т.д.). Но эта
проблема легко решается
при использовании
сахарозаменителей.
3) Необходимость
заранее
запланировать
количество хлебных
единиц, поскольку
инсулин вводится до
еды.
Общепризнанное
правило
традиционной
диетотерапии
при сахарном
диабете прием
пищи 5-6 раз в
день
небольшими
порциями.
Сахарозаменители
Некалорийные заменители
сахара:
Сахарин- торговое название
«Сукразит»
Аспартам- «Сурель»
цикламат,
ацесульфам К.
На иностранных напитках в названии есть
слово light (лайт) или diet (диет). На
этикетке отечественных напитков можно
найти фразу: не содержит углеводов.
Наряду с некалорийными
сахарозаменителями в продаже имеются
так называемые аналоги сахара:
ксилит,
сорбит
фруктоза.
У алкоголя есть специфическое действие при
сахарном диабете – снижать сахар крови ниже
нормальных значений — вызвать
гипогликемию, которая потенциально опасна
для жизни.
Слова немецкого врача МИНЕЛЯ БЕРГЕРА :
« Диабет не болезнь, а образ
жизни.
Болеть диабетом – всё-равно,
что вести машину по
оживлённой трассе –надо знать
правила движения»

Source: ppt-online.org

Источник

Фрагмент документа «ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ».

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ» 1.0
«ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ?» 2.0

1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: выяснение исходного уровня знаний пациентов по
сахарному диабету и самоконтролю заболевания. Ознакомление пациентов с
современными представлениями о природе сахарного диабета.
2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: дать представление пациентам о физиологии
углеводного обмена и роли инсулина в организме.
3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
3.1. Организационные вопросы
3.1.1. Знакомство с пациентами (Ф.И.О., возраст, длительность
заболевания, какие препараты инсулина получает, обучался ли ранее
самоконтролю заболевания, какие имеет трудности в связи с
заболеванием, ЧТО привело его в «Школу диабетика» и т.д.).
3.1.2. Ознакомление пациентов с расписанием занятий.
3.1.3. Выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному
диабету.
3.2. Природа болезни
3.2.1. Роль глюкозы в организме, что является источником глюкозы
в организме (что такое эндогенная и экзогенная глюкоза).
3.2.2. Что такое инсулин и механизм его действия, физиология
секреции инсулина (ритмы выделения инсулина у здорового человека и
нарушение его секреции у больного); выбор терапевтической тактики
(имитация физиологической секреции инсулина многоразовыми инъекциями
инсулина).
3.2.3. Симптомы сахарного диабета и их патогенез (почему
возникает увеличение объема мочи, жажда, учащенное мочеиспускание,
слабость, похудание). Что такое «почечный порог» для глюкозы, что
такое «ремиссия» сахарного диабета.
4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ 1.0
1. Методические карточки белого цвета — 5 шт.
2. Контрольные вопросы по сахарному диабету для оценки исходного
уровня знаний пациентов (43 вопроса).
3. Именные («визитные») карточки для пациентов.
4. Блокноты для записей (для пациентов).
5. Шариковые ручки для пациентов.
ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ? 2.0
1. Методические карточки белого цвета — 19 шт.
2. Доска, мел.
3. Наглядные пособия:
— «Содержание сахара в крови»;
— «Клеткам нужен сахар!»;
— «Инсулин снижает сахар в крови»;
— «Симптомы высокого содержания сахара в крови»;
— «Почечный» порог для сахара».
5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
общие представления об этиологии, патогенезе заболевания,
физиологии действия инсулина в организме, ритме его секреции.
6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
распознавать симптомы повышенного содержания сахара в крови.

ПОПРИВЕТСТВОВАТЬ пациентов.
ПОПРОСИТЬ каждого из пациентов представиться и рассказать:
— как долго он болеет сахарным диабетом;
— как до сих пор лечился;
— какие проблемы у него возникают в связи с тем, что он болен
диабетом;
— с какой целью решил посещать занятия;
— кто ему посоветовал посещать занятия.
СПРОСИТЬ: как Вы считаете, изменятся ли Ваши представления о
сахарном диабете после курса обучения самостоятельному контролю
заболевания?
ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
ДОПОЛНИТЬ: знание современных принципов лечения сахарного диабета
и отработка практических навыков помогут Вам самостоятельно и грамотно
регулировать свое лечение.
ПОДЧЕРКНУТЬ: хороший контроль сахарного диабета является на
сегодняшний день единственной мерой по предупреждению возникновения
сосудистых осложнений!
УКАЗАТЬ, что учебный план занятий подробно изложен в расписании.
НАЗВАТЬ наиболее важные темы, которые включены в курс обучения.
СООБЩИТЬ, что могут быть учтены пожелания пациентов по изменению
расписания.
ПОДЧЕРКНУТЬ, что пациент может задавать вопросы во время занятия.
ПРИЗВАТЬ пациентов к активной работе!
ОБСУДИТЬ с пациентами организационные вопросы:
— как будет построен режим питания пациентов во время обучения;
— в какие часы пациент будет измерять содержание сахара в крови.
ОБЪЯСНИТЬ, что в соответствии с полученными результатами контроля
содержания сахара в крови будет корригироваться доза инсулина.
ПОДЧЕРКНУТЬ, что желательно присутствие родственников или близких
друзей пациентов на занятии по теме «Гипогликемия».
ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам ответить на контрольные вопросы для оценки
исходного уровня знаний по сахарному диабету.
СООБЩИТЬ: Ваши ответы позволят нам узнать, каким темам нужно
уделить особое внимание на занятиях.
РАЗДАТЬ пациентам блокноты для записей, ручки.
ПРОЧИТАТЬ ВСЛУХ контрольные вопросы.
ПОДЧЕРКНУТЬ: у Вас в течение курса обучения будет достаточно
времени найти ответы на эти вопросы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПАЦИЕНТОВ
ПО САХАРНОМУ ДИАБЕТУ И САМОКОНТРОЛЮ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О САХАРНОМ ДИАБЕТЕ
1) Каким типом сахарного диабета Вы страдаете?
2) Что происходит с сахаром крови при недостатке инсулина?
3) Знаете Вы основные симптомы сахарного диабета?
4) Если больной ИЗСД не будет вводить инсулин, то…
5) Какие осложнения сахарного диабета Вы знаете?

САМОКОНТРОЛЬ
1) Назовите значения сахара крови у здорового человека.
2) Назовите «хорошие» для диабетика значения сахара крови.
3) Как часто Вы измеряете содержание сахара в крови?
4) Как часто нужно проводить самоконтроль содержания сахара в
крови?
5) Как часто Вы измеряете содержание сахара в моче и в каких
порциях?
6) Какая порция мочи отражает содержание сахара крови в данный
момент?
7) Что такое «почечный порог» для глюкозы?
8) Когда появляется ацетон?
9) В каких случаях следует проверять мочу на ацетон?
10) Знаете ли Вы, что такое «гликированный» гемоглобин? Как часто
Вы его оцениваете?

ПИТАНИЕ
1) Какие основные пищевые вещества Вы знаете?
2) Назовите несколько УГЛЕВОДсодержащих продуктов.
3) Назовите несколько БЕЛКОВОсодержащих продуктов.
4) Назовите несколько ЖИРОсодержащих продуктов.
5) Что такое ХЛЕБНАЯ ЕДИНИЦА или УГЛЕВОДНАЯ ЕДИНИЦА?
6) Сколько углеводов (в граммах) содержится в 1 ХЕ или в 1 УЕ?
7) Какие продукты содержат ХЕ или УЕ?
8) Какие УГЛЕВОДсодержащие продукты можно есть без ограничения
больным сахарным диабетом?
9) Что такое энергетическая ценность пищи?
10) Что такое сахарная ценность пищи?
11) Какие сахарозаменители Вы знаете? Какие из них калорийны?
Какие из них «относительно» калорийны?

ИНСУЛИН
1) Что такое инсулин?
2) Где в организме вырабатывается инсулин?
3) За сколько времени до еды нужно вводить инсулин?
4) Из какого участка тела инсулин всасывается быстрее всего?
5) Как нужно набирать инсулин в шприц?
6) Знаете ли Вы пики действия инсулина?
7) Изменяете ли Вы самостоятельно дозу инсулина? Если изменяете,
то как часто?

ГИПОГЛИКЕМИЯ
1) Что такое гипогликемия?
2) Знаете ли Вы основные признаки гипогликемии?
3) Знаете ли Вы основные причины возникновения гипогликемии?
4) Какие из продуктов нужно съесть при гипогликемии?
5) Что такое глюкагон?

ПРАВИЛА ИЗМЕНЕНИЯ ДОЗЫ ИНСУЛИНА
1) Что нужно сделать, если через 1,5 — 2 часа после завтрака у
больного сахарным диабетом имеются симптомы гипогликемии?
2) Что нужно сделать, если у больного сахарным диабетом в ночные
часы бывает состояние гипогликемии?
3) Что нужно сделать, если перед обедом у больного сахарным
диабетом высокое содержание сахара в крови?
4) Что нужно сделать, если у больного сахарным диабетом высокое
содержание сахара в крови натощак?
5) Что нужно сделать, если больной сахарным диабетом заболел
простудным заболеванием?

СПРОСИТЬ: у каждого человека имеется сахар в крови?
ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
ПОДЧЕРКНУТЬ: да, у каждого человека есть сахар в крови.
СПРОСИТЬ: какие показатели содержания сахара в крови считаются
нормальными?
ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ нормальные показатели содержания сахара в
крови:
— натощак 60 — 120 мг/дл или 3,3 — 6,6 ммоль/л;
— после приема пищи: максимально до 140 мг/дл или до 7,7 ммоль/л.
ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие «Содержание сахара в крови».
СПРОСИТЬ: для чего сахар нужен организму?
ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
УКАЗАТЬ: все клетки организма должны получать энергию для своей
«работы»! А сахар является самым «доступным» и «быстрым» источником
энергии для того, чтобы клетки головного мозга «думали», а мышечные
клетки не «уставали работать».
ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ и объяснить наглядное пособие «Клеткам нужен
сахар!»
ПОДЧЕРКНУТЬ: сахар нужен организму как основной энергетический
источник!
СПРОСИТЬ: откуда поступает сахар в кровь?
ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
ДОПОЛНИТЬ: сахар в кровь поступает из продуктов питания,
содержащих углеводы, — это «внешний источник» сахара. Этот сахар «из
пищи» называется «экзогенной» глюкозой. Большая часть этой глюкозы с
помощью инсулина откладывается в печени в виде «печеночного»
гликогена, меньшая часть поступает также с помощью инсулина в мышцы и
жировые клетки. Клетки головного мозга получают глюкозу независимо от
инсулина. По мере необходимости из «запасного депо» (гликогена печени)
сахар также поступает в кровь. Этот сахар из «внутреннего источника»
самого организма называется «эндогенной» глюкозой.
СПРОСИТЬ: каким образом сахар, который «собирается» в крови и
«ждет» перед клетками, может в них попасть?
ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
ПОДЧЕРКНУТЬ: при помощи ИНСУЛИНА!
СПРОСИТЬ: что такое ИНСУЛИН? Где он образуется?
ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
ДОПОЛНИТЬ: ИНСУЛИН — это ЕДИНСТВЕННЫЙ гормон в организме, который
«помогает» сахару проникнуть в клетки печени, мышечные и жировые
клетки. Он образуется в специальных, т.н. «бета-клетках» поджелудочной
железы.
СПРОСИТЬ: где находится поджелудочная железа в организме?
(Желательно попросить показать пациентов.)
ПОВТОРИТЬ: на основе наглядного пособия «Инсулин снижает сахар
крови». С помощью инсулина, как с помощью «ключа», сахар из крови
«входит» в различные клетки организма (мышечные, печеночные, жировые)
— таким образом клетки получают энергию для своей «работы».
РАССКАЗАТЬ о нормальном ритме секреции инсулина в течение дня у
здорового человека (базальное выделение инсулина + секреция инсулина
«на еду»).
НАРИСОВАТЬ на доске график секреции инсулина у здорового человека
в зависимости от приема пищи.
СПРОСИТЬ: что происходит при диабете, когда отсутствует
собственная секреция инсулина?
ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
ПОДЧЕРКНУТЬ: сахар в крови повышается!
УКАЗАТЬ, что у диабетика повышение сахара крови после приема пищи
обязательно должно «сглаживаться» предварительной инъекцией инсулина!
ПОДЧЕРКНУТЬ необходимость «имитации» нормальной секреции инсулина
многоразовыми инъекциями инсулина.
СПРОСИТЬ: какое было содержание сахара у Вас в крови, когда Вам
поставили диагноз «Сахарный диабет»?
НАПИСАТЬ на доске ответы пациентов в порядке возрастания уровня
сахара в крови.
УКАЗАТЬ на высокие показатели содержания сахара в крови у
пациентов, написанные на доске.
СПРОСИТЬ: как Вы себя чувствовали, когда у Вас диагностировали
диабет?
НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ответы пациентов.
ДОПОЛНИТЬ: на основе наглядного пособия «Симптомы высокого
содержания сахара в крови»:
— много мочи;
— жажда;
— сухость кожи;
— слабость;
— отсутствие аппетита;
— похудание;
— запах ацетона (похожий на «яблочный») в выдыхаемом воздухе;
— боли в животе.
СПРОСИТЬ: почему появляются эти симптомы (например, много мочи и
жажда)?
ПОЯСНИТЬ на основе наглядного пособия «Почечный» порог для
сахара». Когда содержание сахара в крови становится очень высоким, то
почки не могут больше «удерживать» его — и сахар появляется в моче.
Сахар в организме связан с жидкостью, поэтому выделение мочи из-за
присутствия в ней сахара резко увеличивается. Из-за усиленного
мочевыделения (потере жидкости) у больного возникает жажда.
УКАЗАТЬ: у большинства больных диабетом сахар в моче определяется
при повышении содержания сахара в крови свыше 180 мг/% (10 ммоль/л).
Этот показатель называется «почечным порогом».
ОБЪЯСНИТЬ: Вы можете определить «свой» почечный порог, когда при
ежедневном контроле содержания сахара в крови (в предполагаемые часы
максимального подъема уровня сахара в крови, т.е. через 1 — 2 часа
после еды) одновременно будете определять сахар в «свежей» порции
мочи.
ПОДЧЕРКНУТЬ: в норме в моче не должно быть сахара!
СООБЩИТЬ: известны 2 типа диабета, которые различаются по
причинам возникновения и методам лечения.

—————————————————————————
| | СД 1 ТИПА | СД 2 ТИПА |
|————————————————————————-|
| Для 2-х типов характерно высокое содержание сахара в крови |
|————————————————————————-|
|Причины |Разрушение бета-клеток |Нарушение действия инсулина|
|———————|————————|—————————|
|Возраст |У детей и в молодом |После 40 лет |
| |возрасте | |
|———————|————————|—————————|
|Вес |Нет избытка массы тела |Избыточный вес |
|———————|————————|—————————|
|Провоцирующие факторы|Вирусы (?), инфекции |Избыточный вес |
| |(?) | |
|———————|————————|—————————|
|Лечение |Инсулин! Физ. нагрузки,|Нормализация веса, |
| |таблетки |планирование питания, |
| | |физические нагрузки, |
| | |инсулин? |
—————————————————————————

ОЧЕНЬ ВАЖЕН САМОКОНТРОЛЬ!

СПРОСИТЬ: что такое «ремиссия» сахарного диабета?
ОТВЕТИТЬ: после начала лечения инсулинпродуцирующие клетки могут
опять начать «работать» и собственного инсулина оказывается достаточно
для поддержания нормального уровня сахара в крови.
СПРОСИТЬ: как распознать ремиссию?
ОТВЕТИТЬ: при ремиссии диабетик нуждается в очень малом
количестве вводимого инсулина (около 0,3 — 0,2 ед./кг массы тела), но
при этом имеет нормальные показатели содержания сахара в крови до и
после еды!
СПРОСИТЬ: как долго может длиться ремиссия?
ОТВЕТИТЬ: ремиссия может длиться несколько месяцев и даже лет.
Она заканчивается — и сахар в крови опять повышается, т.к. инсулин в
организме больного больше не образуется.
СПРОСИТЬ: имеются ли случаи выздоровления от диабета?
ОТВЕТИТЬ: нет.
СПРОСИТЬ: как Вы считаете, Вы могли бы что-нибудь сделать, чтобы
предотвратить возникновение диабета?
ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
ИСПРАВИТЬ: на сегодняшний день это невозможно!
УКАЗАТЬ на генетическую предрасположенность к сахарному диабету 1
типа и действие провоцирующих факторов.
ПОЯСНИТЬ: диабет 1 типа возникает в связи с тем, что по
неизвестным причинам в организме начинают вырабатываться антитела
против собственных инсулинпродуцирующих клеток (бета-клеток
поджелудочной железы).
СПРОСИТЬ: слышали ли Вы о лекарствах, с помощью которых можно
повлиять на иммунные процессы в организме?
ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
ПОЯСНИТЬ: в настоящее время неизвестно лекарств подобного
действия, которые не имели бы вредного побочного эффекта.
Экспериментальное применение иммуносупрессоров, к сожалению, не дало
ожидаемых длительных эффектов и, кроме того, оказывало неблагоприятное
воздействие на почки.
СПРОСИТЬ: если один из родителей болен сахарным диабетом 1 типа,
обязательно ли заболеет диабетом их ребенок?
ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
СООБЩИТЬ: если один из родителей болен сахарным диабетом, то
вероятность возникновения диабета у ребенка равняется 5%. Если оба
родителя имеют диабет 1 типа, то риск возникновения его у ребенка
увеличивается до 10 — 20%. Привести данные о частоте диабета среди
населения: 40 из 1000 людей имеют СД 2 типа, и только 3 из 1000 — СД 1
типа.

Фрагмент документа «ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ».

Источник